Матюшкин Алексей Михайлович
Матю́шкин Алексе́й Миха́йлович (20.12.1927, село Гривки, Екатериновский район, Саратовская область – 7.7.2004, Москва), российский психолог и педагог, специалист по психологии мышления и одарённости, истории и теории психологии, педагогической психологии, педагогике проблемного обучения, организатор психологической науки и профессионального образования, популяризатор психологии и педагогики.
Родился в семье служащих. Во время Великой Отечественной войны с отличием окончил среднюю школу в селе Колено Саратовской области, затем учился в Васильковской военной авиационной школе механиков, с 1944 г. был на фронте в авиационном бомбардировочном полку, участвовал в боях. После войны, до 1948 г., продолжал службу в Советской Армии.
В 1948–1953 гг. учился на психологическом отделении философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Студентом участвовал в исследовательских группах кафедры психологии МГУ под руководством С. Л. Рубинштейна (по проблемам психологии творчества) и А. Н. Леонтьева (по экспериментальным исследованиям в психологии), дипломную работу по психологии мышления выполнил под руководством Рубинштейна. В 1953–1958 гг. работал инспектором в администрации философского факультета МГУ, с 1954 г. параллельно учился в аспирантуре его психологического отделения. С 1957 г. работал внештатным, а в 1958–1961 гг. – штатным редактором отдела психологической литературы издательства Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. В 1961–1963 гг. занимался инженерной психологией, работал научным сотрудником одного из научно-производственных объединений в Москве.
В 1960 г. под руководством С. Л. Рубинштейна защитил диссертацию «Исследование психологических закономерностей процесса мышления (анализа и обобщения)» и получил учёную степень кандидата педагогических наук (по психологии).
В 1963–1974 гг. научный сотрудник лаборатории психологии обучения и умственного развития (заведующая Н. А. Менчинская) и лаборатории психологических проблем регуляции деятельности (заведующий О. А. Конопкин) Института психологии АПН РСФСР (с 1972 НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР – НИИ ОПП; с 1992 Психологический институт РАО – ПИ РАО; ныне Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований – ФНЦ ПМИ), где вёл исследования психологической структуры мышления, механизмов его саморегуляции, разрабатывал методы экспериментального изучения мышления в разнотипных проблемных ситуациях, а также занимался вопросами умственного развития школьников. Важную конструктивную роль в развитии советской психологии в период «оттепели» сыграли изданные под научной редакцией и со вступительными статьями Матюшкина сборники переводов зарубежных исследований по инженерной психологии (1964), психологии мышления (1965) и проблемному обучению (1968). На рубеже 1960–1970-х гг. заведовал лабораторией программированного обучения НИИ проблем высшей школы Министерства просвещения СССР.
Учёная степень доктора психологических наук А. М. Матюшкину присвоена после защиты диссертации «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1974). В диссертации обоснована модель психологической структуры мышления и разработана классификация проблемных ситуаций, с которыми может столкнуться мышление, описаны условия их возникновения и типология продуктивного разрешения с учётом как репродуктивного опыта, накопленного в процессе обучения, так и творческого потенциала субъекта. Матюшкин был инициатором ряда научных конференций по психологии продуктивных процессов (1973) и по педагогике способностей (1984), с изданием сборников материалов.
В 1974–1980 гг. возглавлял сектор психологии НИИ высшей школы. Здесь под его руководством в контексте развивавшегося тогда в профессиональном образовании программированного и проблемного обучения проводились теоретические и экспериментальные исследования индивидуального и группового мышления в проблемных ситуациях различных типов, межличностных отношений и диалогического общения как психологических факторов развития мышления и личности в рамках высшего образования.
В 1978–1981 гг. преподавал в должности профессора кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1982 г. А. М. Матюшкину присвоено звание профессора.
С 1980 г. в НИИ ОПП (позднее ПИ РАО) возглавлял ряд лабораторий (эвристики, психологии развития познавательных процессов в обучении, психологии мышления и речи и др.), где руководил исследованиями развития внимания, памяти, мышления и речи на различных этапах онтогенеза. В 1983 г. был назначен директором НИИ ОПП и руководил институтом во время перестройки, до 1991 гг. В 1981–1993 гг. также являлся главным редактором журнала «Вопросы психологии», в 1983–1987 гг. – президентом Общества психологов СССР.
Один из лидеров советской психологии и педагогики в 1980-е гг. Инициатор разработки психолого-педагогических технологий компьютеризации обучения. Организовал приглашение в НИИ ОПП ряда корифеев зарубежной психологии (К. Роджерса, А. Горальского, В. Матеуса и др.) для чтения лекций, проведения тренингов и мастер-классов. Организатор форумов советских педагогов-новаторов и международных кросс-культурных исследований одарённости совместно с американскими (С. Каплан, Х. Пассов, Д. Сиск) и немецкими (К. А. Хеллер, К. Клюге) педагогическими психологами. В качестве представителя советской психологии Матюшкин был избран членом международной ассоциации «Одарённые дети» (Gifted Children) и редколлегии европейского периодического издания High Ability Studies («Исследования высших способностей»).
В 1987 г. в НИИ ОПП Матюшкин организовал и до 1993 г. возглавлял Всесоюзный научно-практический «Центр творческой одарённости», координирующий взаимодействие зарубежных и советских психологов, изучающих онтогенез и кросс-культурные аспекты детского творчества. В 1989 г. разработал интегральную концепцию творческой одарённости, которая дала начало новому научному направлению и стала основой для ряда государственных документов в сфере модернизации образования.
В 1993–2004 гг. заведовал лабораторией психологии одарённости ПИ РАО, занимался разработкой методов диагностики и развития одарённости, а также обобщением достижений современной психологии мышления и творчества. В конце 1990-х гг. участвовал в создании программ развивающего обучения для талантливых детей, в организации для них специальных школ и классов, в 1998–2003 гг. – в разработке интегральной «Рабочей концепции одарённости», обобщающей опыт педагогов-новаторов и достижения исследователей творчества. Был делегирован в качестве представителя советской науки в Международный и Европейский советы по одарённости. В 1990 г. избран академиком АПН СССР, в 1992 г. – академиком РАО. В 1990-е гг. был также профессором-консультантом в докторантуре Московского педагогического государственного университета.
Автор около 200 научных работ. Под научным руководством Матюшкина защищено более 20 кандидатских и 2 докторских диссертации, созданная им научная школа разрабатывает проблематику психологии познавательной активности и творческой одарённости детей и взрослых.
Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за создание и внедрение психолого-педагогического проекта «Одарённые дети: выявление, обучение, развитие» для общеобразовательных учреждений (1998). Награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью имени К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (1998), медалью имени Г. И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2002).