Проблемное обучение
Пробле́мное обуче́ние, тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач; в процессе их решения учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных систем задач. Таким образом, возникает реальная возможность сближения процессов учения и научного познания (творчества): «открытия для других», сделанные в ходе истории человечества, воспринимаются учащимся как «открытия для себя» (российский педагог Т. В. Кудрявцев), а в итоге – как «открытие себя». Результат «открытия для себя» – не столько создание новых предметов и идей, сколько изменение в самом учащемся, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. В этом пункте проблемное обучение совпадает с теорией учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Проблемное обучение строится на основе теории познания как поиска и разрешения противоречий в действительности, психологических исследований мышления как творческого процесса (М. Вертгеймер, К. Дункер, С. Л. Рубинштейн и др.), идей развивающего обучения, выдвигавшихся на протяжении всей истории педагогики (от Сократа до Ф. А. Дистервега и Дж. Дьюи), а также психологической концепции развивающего обучения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и их последователи).
Теорию проблемного обучения наиболее интенсивно разрабатывали в СССР и ряде стран Восточной Европы в 1960–1980-х гг. Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов (все – Россия), В. Оконь, М. Н. Скаткин и др. Сложился концептуальный аппарат теории проблемного обучения, представленный такими понятиями, как «учебная проблема», «проблемная ситуация и способ её разрешения», «проблемный вопрос» и др. Была создана широкая экспериментальная инновационная практика проблемного обучения, охватившая общеобразовательную школу, учреждения профессионально-технического, а позднее – и высшего образования.
В начале 21 в. принципы проблемного обучения всё чаще используются для построения и интеграции различных моделей развивающего образования.