Конопкин Олег Александрович
Коно́пкин Оле́г Алекса́ндрович (29.5.1931, Ростов-на-Дону – 5.6.2008, Москва), российский учёный, доктор психологических наук, исследователь в области общей, педагогической и инженерной психологии, психологии труда. Создатель теории осознанной саморегуляции деятельности человека, основоположник российской научной школы психологии саморегуляции. Профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ.
Родился в семье педагогов: отец – заведующий кафедрой педагогики и психологии Балашовского педагогического института, мать – преподаватель русской словесности. В 1949 г. с отличием окончил среднюю школу в Балашове Саратовской области, в 1956 г., также с отличием, – отделение психологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. С июня 1957 г. и до конца жизни работал в НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО).
В 1964 г. под руководством Д. А. Ошанина подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию. В 1970 г. возглавил лабораторию психологических проблем регуляции деятельности (ныне лаборатория психологии саморегуляции), где организовал изучение проблемы осознанного регулирования произвольной деятельности. Уже в начале 1970-х гг. О. А. Конопкин указывал на актуальность проблемы осознанной саморегуляции, взаимосвязь саморегуляции не только с деятельностью, но и с человеком как субъектом этой деятельности. При этом, как подчёркивал Конопкин, осознанный характер саморегуляции подразумевает её принципиальную «подотчётность» сознанию и возможность сознательного управления человеком своей регуляторной активностью. Он одним из первых в СССР ввёл понятие субъекта в контекст не только теоретических, но и эмпирических психологических исследований. Разработанная им и верифицированная в исследованиях нормативная модель функциональной структуры осознанной регуляции деятельности стала основанием для дальнейшего изучения человека как субъекта произвольной активности.
В конце 1970-х гг. Конопкин теоретически обосновал зависимость продуктивных аспектов деятельности от уровня развития системы осознанной саморегуляции, что получило подтверждение в эмпирических исследованиях на материале различных видов деятельности. Результаты этих теоретических и экспериментальных исследований обобщены Конопкиным в докторской диссертации «Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности» (1977) и в монографии «Психологические механизмы регуляции деятельности» (1980).
В 1990-е гг. Конопкин предложил рассматривать осознанную саморегуляцию как системную и всеобщую форму субъектной активности по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной деятельности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Он утверждал, что осознанная саморегуляция, реализуемая психикой человека, является результатом и условием его развития как субъекта деятельности, общения, самосознания. Эти положения можно рассматривать как основания для развития психологии субъекта. Тем самым концепция осознанной саморегуляции вышла за рамки деятельностного подхода и приобрела общепсихологическое значение.
В 2000-х гг. в своих последних статьях О. А. Конопкин наибольшее внимание уделял развитию теоретических представлений об общей способности человека к произвольной саморегуляции. Он обосновывал положение, что уровень развития саморегуляции является критерием субъектного развития человека и определяет инициативно-творческий характер установления человеком действенных отношений с предметным и социальным миром. Были описаны условия, прежде всего педагогические, благоприятствующие или препятствующие развитию общей способности к саморегуляции и тем самым существенно влияющие на развитие ребёнка. Эти теоретические работы были включены в наиболее полное (уже посмертное) издание трудов Конопкина «Психологические механизмы регуляции деятельности» (2010).
В течение 3 лет О. А. Конопкин был учёным секретарём Психологического института, 12 лет – заместителем директора, 11 лет – заместителем главного редактора журнала «Вопросы психологии»; много лет участвовал в работе различных специализированных советов по защите диссертаций при ПИ РАО, ИП РАН и факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1992 г. Конопкин был избран академиком РАО. В 2002 г. он передал руководство лабораторией психологии саморегуляции В. И. Моросановой и последние шесть лет жизни был главным научным сотрудником ПИ РАО, много сил отдавал работе в экспертном совете Российского гуманитарного научного фонда, а также продолжал развитие теории осознанной саморегуляции. Основное содержание концепции Конопкина отражено в более чем 100 научных публикациях.
Под руководством О. А. Конопкина было защищено 18 кандидатских и 5 докторских диссертаций. Созданная им школа психологии саморегуляции продолжает развиваться и ныне, насчитывая уже пять поколений исследователей.