Мальбранш Николя
Мальбра́нш Николя́ (Nicolas Malebranche) (6.8.1638, Париж – 13.10.1715, там же), французский религиозный философ, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. 18 января 1660 г. вступил в конгрегацию Оратория Иисуса; в 1664 г. принял сан священника. Основные сочинения: «Разыскания истины» («De la recherche de la vérité», 1674–1675; рус. пер.: 2 т. 1903–1906; 1999), «Христианские размышления» («Méditations chrétiennes», 1683), «Беседы о метафизике и религии» («Entretiens sur la métaphysique et sur la religion», 1688) и др. На формирование его взглядов существенное влияние оказали Р. Декарт и Августин.
Мальбранш понимал метафизику как науку, заключающую в себе совокупность общих истин, которые служат основой всех частных наук. Следуя Декарту, Мальбранш исходил из различения мыслящего духа и протяжённой материи. Вследствие качественной разнородности этих субстанций, считал Мальбранш, их естественное воздействие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке может быть только Бог. Материя пассивна, бездеятельна; тела сами по себе не могут сообщать движение друг другу. В то время как Бог – общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела; имеется и множество частных причин – естественных или окказиональных. Естественные причины – только повод для проявления божественной воли.
В основе гносеологии Мальбранша – учение о «видении вещей в Боге». Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге имеются идеи всех сотворённых им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге. Такое созерцание доступно людям только потому, что «сам Бог просвещает философов теми знаниями, которые неблагодарные люди называют естественными, хотя они ниспосылаются им свыше» (Мальбранш. 1906. Т. 2. С. 21). Идеи многообразных материальных существ, согласно Мальбраншу, выступают как проявления интеллектуальной протяжённости, заключающейся в Боге. Интеллектуальная протяжённость – архетип материальной протяжённости. Мальбранш выделял 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге), опосредованное – через идеи (знание о материальных телах, т. е. «видение вещей в Боге»), через внутреннее чувство (знание собственной души), по аналогии (знание чистых духов и душ других людей). Чрезмерное доверие к чувствам, недостаточное внимание к свидетельствам разума, смешение вероятности с очевидностью, поклонение авторитетам – таковы распространённые причины заблуждений, препятствующие достижению точного знания в науках. «Знать – это иметь ясную идею о природе её объекта» (Malebranche. 1965. Vol. 12. P. 66).
Антропология Мальбранша является следствием его онтологии. Модусы духовной и материальной субстанций, соединяясь в человеке, взаимно соответствуют друг другу: мысли души – движениям тела и наоборот. Высшая причина этого взаимного соответствия – постоянная и всегда действующая воля Божества. Природу души, по его мнению, невозможно познать с исчерпывающей полнотой главным образом из-за того, что нам неизвестны все её возможные модификации. Всемогущий дух может вызывать бесчисленные изменения в душе, большинство из которых ожидают её только в загробной жизни. Количество же модификаций, претерпеваемых душой в здешней жизни, весьма ограниченно. Это объясняется тем, что в земной жизни душа соединена с телом, которое «сковывает» её, оказывая влияние на мысли и чувства. В загробном мире душа совершенно избавится от тех ощущений, которые соответствуют движениям материальных тел и принудительно проникают в неё. Когда связь души с Богом неизмеримо усилится, появятся и новые впечатления, о которых в нынешней жизни мы не можем иметь никакого представления. Человек мог бы обладать исчерпывающим знанием о душе, только если бы имел её ясную и отчётливую идею, но такой идеи у него нет.
В этике высшей добродетелью Мальбранш объявлял любовь к Богу (высшему Порядку). Своё этическое учение Мальбранш подразделял на 2 части: первая из них посвящена добродетели, вторая – нравственным обязанностям. Поскольку человек – разумное существо, то он тем добродетельнее, тем совершеннее, чем более приобщён к Разуму, управляющему всем миром. Подлинная добродетель, по его мнению, состоит в повиновении божественному закону или, что то же самое, в любви к высшему Порядку, заключающему отношения совершенства. «Любовь к Порядку – не просто главная из моральных добродетелей, это единственная добродетель: это основная, фундаментальная, универсальная добродетель» (Malebranche. 1966. Vol. 11. P. 28). Нравственные обязанности Мальбранш разделял на 3 вида: по отношению к Богу, к другим людям, к самому себе. Обязанности по отношению к Богу довольно многочисленны. К ним относятся: любить только неизменный Порядок и неукоснительно следовать ему, считать только Бога причиной нашего счастья и др. Нравственные обязанности по отношению к другим людям предполагают уважение, доброжелательство, почтение и подчинение. Уважение и доброжелательство распространяются на всех людей, почтение и подчинение следует проявлять к властям. Нравственные обязанности по отношению к самому себе, прежде всего, состоят в том, чтобы стремиться к самосовершенствованию и счастью. Важной причиной людских тягостей и бедствий Мальбранш считал чрезмерную зависимость души от тела. С этой точки зрения он осуждает способ поведения (и времяпрепровождения) большинства людей. Служебная карьера, увеличение имущества, расширение земельных наделов, приобретение влияния и известности – таковы типичные жизненные цели людей. Но все эти цели, даже будучи достигнутыми, не помогают человеку улучшить свою душу. Все эти «чувственные блага», когда их делают самоцелью, лишь укрепляют зависимость духа от тела, прочно захватывают и порабощают его. Сами развлечения людей, среди которых преобладают пиры, игры, танцы, также говорят о слишком большом влиянии на их жизнь телесных удовольствий, почитаемых выше духовных. Даже учёные склонны забывать о том, что телесные блага – всегда мнимые и преходящие, ведь многие из них занимаются наукой только для того, чтобы прославиться, заслужить среди окружающих репутацию оригинального и необыкновенного человека или же добиться весомого материального вознаграждения.
Согласно Мальбраншу, люди могут образовывать 2 типа обществ: временное и вечное. Вечное общество – Церковь, Святой град, Небесный Иерусалим; оно «управляется религией и поддерживается верой». Временные, преходящие общества одушевлены страстями, поддерживаются стремлением к земным благам. Временные общества несут на себе явную печать того, что их создание не могло быть основным замыслом Бога относительно рода человеческого. Деяния людей должны оцениваться в первую очередь сквозь призму идеалов вечного общества. При этом следует подчиняться светским руководителям государства точно так же, как первые христиане подчинялись римским императорам. Будут ли правители добрыми или злыми, христианами или язычниками, чуждыми злоупотреблений или склонными к ним, всё это не освобождает человека от выполнения «долга справедливости», от подчинения властям.
По Мальбраншу, истинная философия и религия ни в чём не противоречат друг другу; неизбежно они приходят к одинаковым результатам. «Истина говорит с нами различными способами: но, несомненно, она говорит всегда одно и то же. Не следует вовсе противопоставлять философию религии, если это не ложная философия язычников» (Malebranche. 1965. Vol. 12. P. 134). Он настаивал на необходимости использовать для доказательства истинности христианства тот философский язык, который наиболее понятен современникам. Требование абсолютного устранения разума из религиозной сферы – «опасное злоупотребление», не делающее чести тем теологам, которые его защищают. Согласно Мальбраншу, единственная истинная религия – христианство, что, по его мнению, подтверждается как несомненными фактами (чудеса, описанные в Библии, наблюдались множеством людей), так и «метафизическим доказательством» (Бог – бесконечный дух, человек – конечен и для служения и почитания Верховной причины нуждается в посреднике; о существовании же такого посредника – Иисуса Христа – учит только одна религия). Мальбранш отстаивал возможность философского обоснования учения о творении мира Богом: если бы материя была вечной, то она в силу своей природной косности, пассивности навсегда осталась бы неподвижной. Если же мы можем наблюдать перемещения её частей, значит, она сотворена Богом и от него же получила своё движение. Мальбранш разрабатывал особый вариант теодицеи, в котором центральную роль играет идея постоянства божественных законов. Он признавал, что встречающееся в мире зло наводит некоторых людей на мысль о несовершенстве бытия, о господстве в нём случая или слепых законов природы. Однако, согласно Мальбраншу, это ложное впечатление. В действительности правильно судить о совершенстве (или несовершенстве) мира можно лишь принимая во внимание те пути, посредством которых создана и управляется Вселенная. Эти пути являются следствием божественных атрибутов. Поскольку Бог – мудрое существо, законы управления миром – самые совершенные из возможных.
Философия Мальбранша оказала влияние на взгляды Г. В. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Юма. Последователями Мальбранша были Ф. де Ланьон, Р. Феде, А. Лелевель, И. М. Андре, Дж. Норрис и др. В России теоретический интерес к творчеству Мальбранша проявляли по большей части представители религиозной философии (С. Н. Булгаков, М. Н. Ершов и др.). При этом окказионализм не встречал с их стороны практически никакой поддержки, неоднократно подвергаясь критике, в то время как различные аспекты гносеологии ораторианца в разной степени привлекались ими для обоснования собственного миропонимания. В Мальбранше российские религиозные философы чаще всего видели своего рода союзника в деле возрождения и укрепления веры.