Лондон Джордж
Ло́ндон Джордж (George London) (30.5.1920, Монреаль – 24.3.1985, Армонк, штат Нью-Йорк) – американский певец (бас-баритон).
Родился в еврейской семье эмигрантов из России. Музыкальное образование получил в 1937–1939 гг. в Городском колледже Лос-Анджелеса, где занимался пением у Х. Штрелитцера, позднее (1947) брал частные уроки в Нью-Йорке у Э. Розати (педагог Б. Джильи и М. Ланца). В 1941–1945 гг. исполнял небольшие партии в операх и опереттах в Лос-Анджелесе. Первое значительное выступление на оперной сцене – в 1946 г. в Опере Сан-Франциско (заглавная партия в «Риголетто» Дж. Верди).
В 1951 г. Дж. Лондон дебютировал в «Метрополитен-опере» (Амонасро в «Аиде» Дж. Верди), где пел до 1966 г. в общей сложности около 270 раз. Большой диапазон голоса позволял ему исполнять как басовые, так и баритоновые партии. Репертуар Лондона отличался стилистической широтой, он обладал редкой способностью аутентично воплощать сценические образы, требующие от артиста помимо владения разными языками проникновения в национальную специфику: Фигаро и Граф Альмавива, Дон Жуан («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мандрыка («Арабелла» Р. Штрауса), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини, одна из самых известных его партий), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Яго («Отелло» Верди), Амфортас и Вольфрам («Парсифаль» и «Тангейзер» Р. Вагнера), 4 партии отрицательных персонажей в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха, Голо («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно). В 1964 г. спел партию Абдула на американской премьере оперы Дж. К. Менотти «Последний дикарь».
С самого начала карьеры Дж. Лондон с равным успехом выступал на концертной эстраде, также в чрезвычайно широком стилистическом диапазоне. В 1947–1948 гг. гастролировал в Канаде и США в составе вокального трио Columbia Bel Canto (также известно как Bel Canto Trio) вместе с Ф. Йинд и М. Ланца, исполняя преимущественно итальянские оперные арии 19 в. В 1946 г. пел на премьере «Реквиема для любимых» (англ. «A Requiem for those we love») П. Хиндемита с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением автора. В 1950 г. исполнил сольную басовую партию в 8-й симфонии Г. Малера с оркестром под управлением Л. Стоковского (в 1962 её же – с оркестром под управлением Л. Бернстайна). В программы сольных концертов включал песни Ф. Шуберта и И. Брамса (на немецком языке), «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского (на русском языке), шлягеры из бродвейских мюзиклов и негритянские спиричуэл.
Неоднократно гастролировал в Европе. В Венской государственной опере дебютировал в 1949 г. в партии Амонасро, в театре «Ла Скала» в 1952 г. – в партии Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена). В сентябре 1960 г. с большим успехом выступил в московском Большом театре в заглавной партии оперы «Борис Годунов» Мусоргского (критика отмечала в том числе хорошее русское произношение), в октябре дал концерт в Большом зале Московской консерватории. В 1962 г. вновь пел партию Бориса на сцене Большого театра, тогда же участвовал в студийной записи оперы «Борис Годунов» с оркестром Большого театра под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева (аудиозапись опубликована на лейбле «Мелодия» в 1963). Постоянный участник (c 1951 по 1964) Байройтского фестиваля, где пел партию Амфортаса в «Парсифале» (одна из его лучших вагнеровских партий) и партию Голландца в «Летучем голландце». Участвовал в Глайндборнском, Эдинбургском (оба – 1950), Зальцбургском фестивалях (с 1952).
В поздние годы выступал также как оперный режиссёр, в 1975 г. поставил «Кольцо нибелунга» Вагнера в Опере Сиэтла – впервые в США на английском языке. Как член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1966) открыто поддержал В. А. Атлантова. В 1968–1971 гг. консультант в Кеннеди-центре, в 1975–1977 гг. занимал пост генерального директора Вашингтонской оперы. В 1971 г. в Нью-Йорке учреждён Фонд Джорджа Лондона, который выплачивает значительные премии перспективным молодым певцам.
Среди многих аудиозаписей – оперы Вагнера («Парсифаль», 1951; «Тангейзер», 1955; «Летучий голландец», 1956; «Золото Рейна», 1958; «Валькирия», 1961; «Зигфрид», 1962), Пуччини («Тоска», 1959), Моцарта [6 трансляционных (1954–1962) и одна студийная (1955) запись «Дон Жуана»], Верди («Аида», 1955), «Немецкий реквием» И. Брамса (1954), оратория «Илия» Ф. Мендельсона (1962), «Реквием» Верди (1964).