Лидерство по издержкам
Ли́дерство по изде́ржкам (англ. cost leadership), стратегия организации, заключающаяся в формировании и развитии конкурентных преимуществ на основе низкой себестоимости производства продукции, её продвижения и реализации на рынке.
Основные условия, в которых такая стратегия будет целесообразной, включают высокую эластичность спроса по цене на производимый и реализуемый продукт, а также рыночную структуру, близкую к совершенной конкуренции. Это означает, что среди игроков рынка ценовая конкуренция достаточно существенна; продукция у различных продавцов не отличается; для покупателя важны изменения цены; основная часть потребителей одинаково использует приобретённый продукт; расходы, связанные со сменой продавцов, для покупателей незначительны.
В таких условиях компания, обладающая преимуществом в издержках, получает наиболее высокую маржу (разницу между ценой и себестоимостью продукции, или прибыль на единицу продукции).
Однако такая стратегия несёт в себе определённые риски. Первый из них – это технологический прорыв конкурентов, т. е. ситуация, при которой другая компания находит более выгодную технологию создания продукта или его продвижения и сбыта. Второй связан с тем, что в условиях развития информационно-коммуникационных технологий способы и технологии достижения низких издержек копируются достаточно быстро и относительно просто. Третий риск заключается в том, что при фокусе на снижении издержек достаточно легко упустить устаревание продукта, и тогда потребитель уже не будет в нём нуждаться.
В качестве примера организаций, придерживающихся в своей деятельности такой стратегии, целесообразно привести компании Walmart и Nucor.
Компания Walmart – одна из крупнейших розничных сетей в мире. Её успех основан на тесном сотрудничестве с производителями, а также на постоянном улучшении системы дистрибуции и управления транспортными средствами. Это позволяет Walmart значительно экономить на закупке продукции и её поставке в магазины, а также устанавливать низкие цены на товары. Логистическая система, которой пользуется компания, называется кросс-докинг (англ. cross – напрямую, docking – стыковка, причаливание). Её суть заключается в том, что товар поступает от производителя в распределительный центр, где он сразу погружается в соответствующий транспорт и отправляется в магазины, где в нём есть потребность. При этом благодаря эффективной организации информационного обмена сведения о покупке конкретного товара поступают производителю и в базу данных компании Walmart немедленно при оплате товара покупателем. Производитель сразу принимает решение об отгрузке требуемого товара и отправляет его компании Walmart. Товар проходит через распределительный центр и поступает в магазин, где его помещают в торговый зал. При этом используются спутниковые и RFID-технологии, а также терминалы в местах продаж, которые позволяют отслеживать передвижение товара от производителя до торгового зала и при его покупке. Благодаря системе кросс-докинга компания также экономит на хранении товара и себестоимости погрузочно-разгрузочных работ.
Компания Nucor является лидером в производстве стального проката и стальных изделий в США и во всём мире. При этом компания достигает преимущества в издержках благодаря анализу и оптимизации каждого звена цепочки ценности. Nucor значительно упростила производство, убрав ряд этапов традиционной технологии изготовления выпускаемой ею продукции; усовершенствовала оборудование, что позволило снизить издержки на единицу продукции; снизила издержки на транспортировку ресурсов и готовой продукции, обеспечив оптимальное расположение заводов по отношению к поставщикам и покупателям; предотвратила завышение расходов на управленческое звено за счёт гибкой системы организации труда в главном офисе и ограничений на командировочные и представительские расходы. Одновременно в компании практикуются коллективная форма оплаты труда и премии по достижениям работы бригад, автономия бригад и обеспечение благоприятных условий труда.