Ли Гоу
Ли Го́у (李觏, пиньинь Lǐ Gòu; Ли Тайбо, 李泰伯, пиньинь Lǐ Tàibó) (1009, Наньчэн, уезд Наньцзян, область Цзяньчан, ныне провинция Цзянси – 1059), китайский философ и педагог периода империи Сун. Родился в небогатой семье. После неудачной попытки сдать столичные государственные экзамены (в г. Кайфын, 1041) на высшую степень цзиньши преподавал в основанной им академии в округе Ганьцзян. В 1049 г. перешёл на преподавательскую работу при императорском дворе, что стало возможным благодаря усилению влияния реформаторов на императора Чжао Чжэня. В конце жизни занимал высокую должность в Императорской академии Тайсюэ. Будучи далёким от политической деятельности, Ли Гоу оказал большое влияние на Ван Аньши и других деятелей реформаторского движения в сунском Китае.
Главным произведением Ли Гоу является его экзаменационное сочинение – трактат «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (1039). Работа написана в формате традиционного китайского бинома «цзин цзи», понимаемого как «гармонизация и вспомоществование», управление сообразно природе. В этом труде обнаруживается преемственность с древней культурной традицией. В то же время автор рассматривает злободневные проблемы, которые волновали современников. Трактат представляет собой наставление императору по управлению государством. Однако власти не проявили никакого интереса к этой работе. Тем не менее он интересен как исторический источник, позволяющий судить о философских, политических и экономических взглядах неоконфуцианских мыслителей.
В основе мировоззрения Ли Гоу было представление об универсуме как результате соединения двух противоположных сущностей (инь и ян) некоего единого субстанционального начала. В политическом учении Ли Гоу нашли отражение неоконфуцианские представления о государстве, которое в единстве всех своих управленческих функций упорядочивает общество. На правителе лежит ответственность за регулирование всех сфер жизни общества. Побудительными мотивами этой деятельности для правителя являются веления Неба. Однако при принятии управленческих решений он должен также учитывать, насколько их реализация будет способствовать процветанию государства.
Ли Гоу критикует конфуцианцев за то, что в своих суждениях они «всегда ценят долг-справедливость и пренебрегают выгодой». Между тем «достойные и совершенные правители и учёные, [сведущие в] управлении миром и вспомоществовании народу, прежде всего начинали с обогащения своего государства». При этом нужно не облагать народ чрезмерными налогами, а «соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток» (Ли Гоу. 1985. С. 259). Ссылаясь на тяжёлое положение государства, которому приходится тратить значительные средства на отражение нападений кочевников, Ли Гоу полагал, что «если каждодневно всё более урезывать расходы по примеру Вэнь[-ди] и Цзин[-ди], то это будет великое счастье для Поднебесной» (Ли Гоу. 1985. С. 261). При этом не следует уменьшать расходы настолько, что император не будет отличаться от простолюдина.
В соответствии с древней традицией, население Китая делилось на четыре категории: учёные (ши), земледельцы (нун), торговцы (шан) и ремесленники (гун). Все виды деятельности китайский мыслитель делил на основные и второстепенные. К второстепенным занятиям он отнёс ремесло и торговлю. Тех, кто не относится к четырём категориям населения (буддийские и даосские монахи, шаманы, лекари, гадатели, бродячие артисты и др.), Ли Гоу назвал «дармоедами».
По его мысли, материальное благополучие государства создаётся в первую очередь земледелием. Ли Гоу был сторонником утопической социально-экономической концепции «колодезных полей» (цзин тянь), наиболее полно изложенной философом Мэн-цзы, поскольку она обеспечивает наиболее полное использование земельных ресурсов и финансовое благосостояние государства. При этой системе «люди не меняли занятия и все помыслы отдавали земледельческому труду» (Ли Гоу. 1985. С. 261). Он призывал власти заботиться о земледельцах, «потеснить» ремесленников и торговцев, сделать невозможной деятельность «дармоедов» и приобщать неземледельческое население к земледелию. Необходимо запретить расточительство, что лишит доходов ремесленников и торговцев. Ограничивая или запрещая второстепенные виды деятельности, государство создаст ситуацию, когда многие будут поставлены перед необходимостью обрабатывать землю на условиях уплаты ренты. Для частного землевладения должны быть установлены нормы. В то же время освоение целинных и залежных земель должно поощряться, равно как и другие инициативы в земледелии (Ли Гоу. 1985. С. 262).
Призывая к притеснению торговцев и государственной регламентации торговли, Ли Гоу в то же время считал, что частная торговля чаем является благом для потребителя, поскольку он получает более качественный товар. Другим товаром, который должен продаваться и покупаться свободно, является соль. Ссылаясь на опыт прошлого, Ли Гоу отмечал, что запреты на торговлю приводили к тому, что «люди состоятельные и осмотрительные не попадались в сети закона, и лишь неразумный мелкий люд, рискуя жизнью ради богатства, становился его добычей» (Ли Гоу. 1985. С. 276).
По мнению Ли Гоу, деньги были созданы в древние времена совершенными людьми, чтобы «правильно соотносить [товары]» (Ли Гоу. 1985. С. 271). Причиной уменьшения денег в государстве он считал их порчу злоумышленниками. «Государство теряет законные деньги, а народ обретает фальшивые», – писал Ли Гоу (Ли Гоу. 1985. С. 272). Он предлагал изъять фальшивые деньги и переплавить бронзовые статуи и утварь монастырей. Это насущная задача правителя, и, если её удастся решить, «в кормиле власти не будет изъянов и массы покорятся» (Ли Гоу. 1985. С. 273).
Ли Гоу рекомендовал установить жёсткий контроль за финансовой сферой, так как именно от неё прирастают доходы правителя. В этих целях он предлагал расширять государственное лицензирование торговли, поощрять откупа. Отвечая на вопрос, «как сделать так, чтобы золота было много и достаточно для потребления, а шёлковая ткань дешева и доступна», Ли Гоу призывал использовать эти блага по назначению в соответствии с рангами потребителей. Так, золото должно расходоваться на чеканку монет, а не на изготовление предметов роскоши. Предлагалось установить норму в потреблении золота и шёлка и «простолюдинам и подлым запретить превышение [дозволенного]» (Ли Гоу. 1985. С. 263, 264).
В трактате китайский мыслитель сформулировал своё мнение относительно политики цен. Он считает, что «как низкие, так и высокие цены губительны для земледельцев и благоприятны для торговцев». Это суждение корректирует расхожее представление, согласно которому низкие цены вредят земледельцам, а высокие наносят ущерб торговцам. Свой вывод Ли Гоу обосновывает тем, что «земледельцы не только продают зерно, но иногда и покупают. Торговцы же не только закупают, но иногда и продают его» (Ли Гоу. 1985. С. 268). Он положительно характеризует «закон о справедливой закупке зерна» казной, который действовал при прежних правителях и способствовал уменьшению сезонных колебаний цен. Кроме того, казна выдавала ссуды под 10–20 %, ограничивая процентные ставки и препятствуя разорению земледельцев и неправомерному обогащению крупных торговцев. Благом для государства, по мнению Ли Гоу, было бы учреждение государственных амбаров для создания запасов зерна в каждом уезде. Создание «амбаров справедливости» он считал делом несложным, но весьма результативным.
Важным направлением обеспечения «обогащения государства» Ли Гоу считал организацию военных поселений для защиты страны от внешних и внутренних врагов. Усилению государства, по мысли Ли Гоу, будет способствовать и «успокоение народа». Оно состоит не в том, чтобы «поить и кормить [народ], управлять им, повелевать им, но прежде всего [в том, чтобы] наставлением улучшать [нравы народа]» (Ли Гоу. 1985. С. 292). «Успокоение народа» следует осуществлять ограничением расточительства, установлением норм потребления, выбором достойных чиновников, исполнением законов, созданием постоянных государственных резервов продовольствия, поощрением землевладельцев.
Наставляя правителей-реформаторов, китайский мыслитель напоминал им о том, что «достаток средств и чёткость наказаний – в этом и состоит хорошее управление миром». Ссылаясь на древний трактат, он писал, что при введении изменений нужно следить за тем, чтобы «они не наскучили народу» (Ли Гоу. 1985. С. 275).
Вопрос о социальной базе учения Ли Гоу непрост. Не лишено оснований мнение одного из современных исследователей, согласно которому Ли Гоу выражал интересы «исторически обречённого слоя мелких феодалов, остро заинтересованных в дешёвой рабочей силе, низких ценах на продукцию ремесленного производства и в то же время в сохранении сословных перегородок и в защите от произвола крупных феодалов и чиновничества» (Замов. 2009. С. 76).