Легитимная власть (в менеджменте)
Легити́мная власть в менеджменте, добровольно признаваемое управляемым объектом за управляющим субъектом право распоряжаться судьбой объекта, отдавать приказы и ожидать их исполнения. Это право может распространяться как на юридически закреплённую (легальную) власть, так и на неформальные и нелегальные структуры. Согласно теории немецкого учёного М. Вебера, легитимность власти образуется в результате общественного признания действующей власти (легитимации). Процесс, обратный легитимации как становлению легитимности управления, называется делегитимацией. Он сопровождается проявлением недоверия настоящей власти, её саботажем или даже открытому противостоянию ей, а также вызывает кризисы легитимности власти.
В соответствии с описанной выше терминологией в деятельности современной организации также наблюдаются проявления легальности и легитимности власти руководителя. Легальность власти руководителя (менеджера) организации обусловливается формальным лидерством – официально закреплёнными полномочиями человека, соответствующими его должности и дающими ему право отдавать приказы своим подчинённым и ожидать их исполнения. В свою очередь, легитимность власти руководителя предопределена самой сутью организации. Например, это проявляется в требованиях к потенциальному работнику, которые обязывают его согласиться с узаконенными требованиями руководителя в обмен на членство в компании. При этом требования руководителя должны соответствовать закреплённой за ним роли. В полномочия менеджера входит контроль за эффективностью работы его подчинённых, что воспринимается самими подчинёнными как норма, тогда как попытка вмешательства менеджера в другие сферы жизни сотрудника (например, семейную, его хобби и увлечения) чаще всего встретит сопротивление и породит конфликт. В этом случае легальность и легитимность власти менеджера совпадают благодаря его роли и распространяются сугубо на те аспекты, которые покрывают его полномочия.
В дополнение к наличию власти и авторитета как узаконенной власти, которой наделена конкретная позиция, существуют также методы поощрения желаемого поведения (в рамках исполняемой человеком роли) и наказания за проявление недопустимого ролью поведения. Например, особенность легитимности власти менеджера состоит в том, что наказать за пьянство работника после окончания его смены на заводе невозможно, однако злоупотребление спиртными напитками влияет на производительность, и именно в этом вопросе управляющий имеет право предпринять соответствующие меры.
Тем не менее существуют ситуации, когда управляющий должен оказать влияние не на своего подчинённого, а, например, на коллегу, собственного руководителя или любого другого стейкхолдера, по отношению к которому у него нет легальных рычагов воздействия. В таком случае успешность оказанного им влияния зависит от его лидерских качеств и той формы власти, которой он обладает и может воспользоваться.
Традиционная классификация форм власти применительно к организации была предложена в 1960 г. американскими социальными психологами Дж. Френчем (1913–1995) и Б. Рейвеном (1926–2020). Они выделили следующие формы власти: власть вознаграждения; власть принуждения; легитимная власть; власть эксперта; референтная власть.
Первые две формы власти регулируются легальной властью (полномочиями) менеджера, тогда как остальные три опираются на понятие авторитета. Просьбы менеджера, выходящие за рамки ролевой функции, например просьба о сверхурочной, но безоплатной работе, могут быть приняты и не вызывать конфликта в том случае, если сам сотрудник признаёт право менеджера ставить соответствующие задачи. Легитимность власти в данном случае строится на авторитете. Экспертная власть – это признание за человеком авторитета в конкретной области знаний и доверие ему на этой основе, а референтная власть – признание власти менеджера, базирующееся на личностных качествах.
Таким образом, легитимность власти в бизнесе не оспаривается в вопросах контроля за добросовестным исполнением участниками организации своей трудовой роли, тогда как авторитет регулирует любые другие вопросы, где официальные полномочия управляющего бессильны (межличностные отношения, просьбы, инициативы и др.).