Власть вознаграждения (в социальной психологии)
Власть вознагражде́ния (вознаграждающая власть; англ. reward power), тип социальной власти: механизм влияния и побуждения к желаемому поведению через положительное подкрепление ожиданий подчинённого лица. Этот тип социальной власти впервые описан Дж. Френчем и Б. Рейвеном в 1959 г. Такая власть основывается на том, что человек P воспринимает человека О как опосредующего награду для него: например, подчинённый за выполнение сверхурочной работы получает вознаграждение от руководства. Вознаграждающая власть человека О над человеком Р растёт по мере того, как растёт величина вознаграждения, которое Р приписывает О. Сила этой власти зависит от того, насколько О может увеличивать положительные валентности и снижать отрицательные. Тот факт, что обычно человек О использует несколько источников власти для влияния на Р, демонстрируется Френчем и Рейвеном на таком примере (French. 1959): реальное, а не обещанное вознаграждение повышает привлекательность О для Р, т. е. референтную власть О над Р. Награда или обещания оной не вызовут какого-либо сопротивления со стороны Р, если он считает, что О предлагает награды на законном основании (легитимная власть). Френч и Рейвен отмечают, что существует некоторый диапазон действия власти, если же человек О выходит за рамки этого диапазона, то сила его власти над человеком Р снижается. Другими словами, если О обещает, что Р получит вознаграждение в случае исполнения последним каких-либо невозможных действий, в таком случае вероятность получения Р будущего вознаграждения, обещанного со стороны О, снижается.