«Кризис нашего времени» (Сорокин)
«Кри́зис на́шего вре́мени» (англ. «The Crisis of Our Age»), книга русско-американского социолога П. А. Сорокина, вышедшая в 1941 г. в США. Работа представляет из себя краткое и популярное изложение его фундаментального труда «Социальная и культурная динамика», который был издан в США в четырёх томах в 1937–1941 гг. и в последующие годы стал классическим трудом в области социологии и культурологии. В книге «Кризис нашего времени» последовательно раскрываются особенности идеациональной, идеалистической и чувственной культур, которые, по мнению Сорокина, периодически сменяют друг друга в истории.
Цель и структура работы
Центральная мысль книги – обоснование необходимости отказа от ставших разрушительными оснований современной западной чувственной культуры, переход к новой идеациональной культуре, которая позволит преодолеть возникший кризис, справиться с негативными тенденциями. В данной работе Сорокин развивает мысль, высказанную в 1937 г. в предисловии к книге «Социальная и культурная динамика»: «…таким может оказаться поворот от нашего престарелого сенсатизма к новому полнокровному идеационализму» (Сорокин. 2006. С. 29).
В книге поэтапно рассматриваются причины существующего кризиса чувственной культуры, детального анализируются особенности кризиса в изящных искусствах, науке, философии религии, этике и праве, семье, системе управления, экономической организации и международных отношениях. Важными симптомами кризиса, по мнению Сорокина, являются небывалый рост преступности, войн, революций, самоубийств, психических расстройств и обнищание населения. Отдельная глава посвящена рассмотрению таких негативных черт современной чувственной культуры, как дуализм, хаотический синкретизм и снижение творческого потенциала. В предпоследней главе работы автор даёт характеристику современной фазе американской культуры, развивая мысль о том, что она по своей сути является единым целым с европейской культурой. Наконец, в последней главе работы Сорокин пишет о дезинтеграции чувственной культуры, возвращается к причинам наступившего кризиса, а также обозначает пути выхода из него.
Основное содержание работы
По мнению автора, за всё время существования человечества можно выделить три типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный. Именно они определяли основы социальной, экономической и политической сфер жизни любого общества, в котором они преобладают. В идеациональной культуре главной ценностью является Бог (трансцендентное начало), в идеалистической культуре признаются как трансцендентное начало, так и чувственная сторона мира, в чувственном типе культуры главной ценностью стало то, что осязаемо, что может подвергнуться эмпирической проверке. Автор считает, что примерно с 16 в. в западном мире начинает превалировать чувственный тип культуры, при этом другие типы культур не исчезают полностью.
В начале работы Сорокин пишет: «…Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра…» (Сорокин. 2018. С. 17). Таким образом он обосновывает неизбежную необходимость отказа от господствующего типа западной культуры – культуры, которую он называет чувственной. Автор призывает своих читателей разобраться в причинах возникшего кризиса, осознать его последствия.
Проводя социокультурный анализ каждого из названных типов, автор приходит к выводу, что каждая культура представляет из себя «единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» (Сорокин. 2018. С. 19). Анализируя в этом ключе такие распространённые в то время общественно-политические течения, как коммунизм и фашизм, Сорокин отмечает, что они «в высшей степени материалистичны» (Сорокин. 2018. С. 57), т. е. по сути являются отражением господствующей чувственной культуры.
Опасности, по мнению автора, в чувственной культуре подвергается и такая категория, как «истина», которая оценивается с точки зрения её удобства, целесообразности, экономичности и т. п. В этом ключе настоящая ценность истины, в том числе и в политике становится незначительна.
В рамках чувственной культуры сам человек, его ценность существенным образом редуцируются, он «опускается до уровня животного, которое при помощи разнообразных "идеологий", "рационализаций" и "дериваций" стремится удовлетворить свою жадность, аппетит и свой эгоизм» (Сорокин. 2018. С. 87). В том числе в этом Сорокин видит причину увеличивающегося количества социальных бунтов, революций, войн в 20 в. Таким образом автор показывает деградацию гуманистической направленности чувственной культуры, которая легко может оправдать массовые убийства и грабежи. Одним из основных приоритетов в жизни человека в чувственной культуре выступает гедонизм.
Ещё одной причиной роста социально-экономической и политической нестабильности общества, по мнению автора, стало разрушение договорных связей: «В политической сфере ослабление связующей силы договоров оказалось ещё более впечатляющим. Современные политические партии оказались так же вовлечёнными в бесконечную борьбу друг с другом, как и их граждане» (Сорокин. 2018. С. 138). Нарушение данных населению обещаний, клевета, популизм и т. п. наглядно демонстрируют разложение системы договорных отношений и контрактных обязательств как один из симптомов кризиса чувственной культуры. Деградации подверглись все политические институты и отношения. Траекторию развития существующей политической системы Сорокин определяет как движение к «принудительным и семейственным отношениям» (Сорокин. 2018. С. 124). Таким образом, и в тоталитарных, и в авторитарных, и в демократических политических режимах прослеживаются черты деградации и упадка, заключает учёный. Также Сорокин обосновывает мысль о том, что никакие изменения в экономической, социальной или политической сферах (будь то революции, установление нового общественного строя и т. п.) не принесут «облегчения» симптомов современного кризиса чувственной западной культуры. Происходящие на политической арене события он рассматривает как экстраординарные, ведущие к неизбежной катастрофе.
Последнюю, 9-ю, главу работы Сорокин посвящает путям выхода из кризиса. В начале главы он пишет о том, что продолжающаяся деградация западной чувственной культуры приведёт в неизбежному «росту и обострению антагонизмов и конфликтов», а также «накату грубой силы» (Сорокин. 2018. С. 207). Это, в свою очередь, «лишит чувственную культуру её главного обаяния и притягательной силы» (Сорокин. 2018. С. 207). В результате будут появляться новые смыслы, новые ценностные ориентиры, которые позволят преодолеть разрушительные тенденции западной чувственной культуры на стадии её «загнивания». «На повестке дня истории появится новый социальный, культурный, духовный и нравственный порядок» (Сорокин. 2018. С. 208). В противной случае творческая история западной культуры закончится, что, конечно, не означает гибель самого западного общества, подчёркивает автор. Далее П. А. Сорокин пошагово раскрывает пути выхода из сложившегося кризиса культуры, которые строятся на осознании экстраординарности возникшего кризиса, его предпосылок и причин, а также на поиске новых смыслов или же частичном возвращении к старым ценностным установкам. «Наше "лекарство" требует полного изменения современной ментальности, коренного преобразования нашей системы ценностей и полнейшего изменения нашего поведения по отношению к другим людям, культурным ценностям и реальному миру в целом» (Сорокин. 2018. С. 218). Так учёный показывает выход из наступившего кризиса западной чувственной культуры, делая акцент на том, что каждый человек может и должен действовать в этом направлении.
Полемика и научное осмысление работы
Книга «Кризис нашего времени» профессиональным сообществом была принята неоднозначно. Многие коллеги-современники П. А. Сорокина не разделяли его умозаключений относительно кризиса чувственной культуры западного общества, нелинейности исторического развития, подвергались сомнению те статистические выкладки, к которым он апеллировал. Сам учёный на протяжении последующих лет продолжал развивать мысль о нарастающей дезинтеграции чувственного типа западной культуры. Вместе с тем, среди «непрофессиональных» читателей работа пользовалась большим успехом. Одним из подтверждений этого служит опубликованная в 1964 г. работа «Главные тенденции нашего времени», где эти мысли, как пишет автор в предисловии, изложены «в доступной для интеллигентного читателя-непрофессионала форме» (Сорокин. 1997. С. 5).
В России научное осмысление творчества П. А. Сорокина, в том числе и рассматриваемой работы, началось в конце 1990-х гг. Его взгляд на первопричины исторического развития, которые не сводятся к экономическому фактору (как это было принято считать долгое время), подход к анализу социокультурной динамики нашли своё отражение в трудах учёных-обществоведов России (Шаповалов. 2010; Голосенко. 1997).