Конституционные обязанности
Конституци́онные обя́занности, требования по осуществлению определённых действий, реализуемые со стороны государства физическими и юридическими лицами соответствующего статуса, установленные в конституции и направленные на достижение необходимых обществу целей и результатов. Гарантированы государством в лице его публичных органов и институтов совокупностью политических, экономических, социальных, юридических и иных легитимных средств и механизмов. Не приобретаются и не отчуждаются кем-либо в произвольном порядке; объём и содержание конституционных обязанностей изменяются исключительно посредством издания новых нормативных предписаний.
Обязанности как структурный элемент правового статуса личности
Наложение на человека или гражданина (подданного в случае монархической формы правления) обязанностей что-либо выполнить традиционно принято рассматривать в качестве одной из важнейших прерогатив государства с момента формирования его и системы общественных отношений. Государству предоставлялась возможность устанавливать своими решениями те или иные правила поведения индивидуальных и коллективных субъектов, итогом выполнения которых являлось удовлетворение необходимых экономических, социальных, управленческих, военных и прочих потребностей. Сбор налогов и платежей стал феноменом, во многом благодаря которому сообщество компактно проживающих на определённой территории людей приобрело статус государства. Поэтому некоторые обязанности (ещё до актуализации конституционных и учредительных документов) длительный период времени носили фундаментальный системообразующий характер, олицетворяя собой не что иное, как императивные требования, в основу выполнения которых был положен государственный (публичный и общественный) интерес. Для большинства этапов государственного строительства подавляющего числа государств, в том числе демократических, обязанности (даже если этому в конституциях и иных учредительных актах не было посвящено ни одной статьи) существенным образом превалировали над правами, свободами и законными интересами, что отразилось на конкретных сферах общественных отношений.
С юридической точки зрения обязанности как один из основополагающих структурных элементов правового статуса личности следует квалифицировать в качестве предписываемой меры поведения человека и гражданина, установленной либо санкционированной государством (в лице властного органа) и обеспеченной с его стороны определёнными средствами и методами принуждения. Как только обязанности получают юридическое закрепление в конституции, они приобретают характер конституционных и в совокупности с основными правами и свободами человека и гражданина образуют своего рода ядро конституционно-правового статуса личности (см. Конституционное право). В конституции или аналогичных учредительных документах определяется перечень основных обязанностей человека и гражданина, имеющих принципиальное значение для всех субъектов отношений, в том числе государства в контексте его обязанностей перед физическими и юридическими лицами. При этом практика свидетельствует о том, что конституционные обязанности распространяются не только на граждан или подданных конкретного государства, но в отдельных случаях и на тех, кто, находясь в пределах его территории с какой-либо целью, с юридической точки зрения ассоциируется с иностранным государством или каким-то сообществом (например, Европейским союзом). В первую очередь речь идёт об обязанности выплачивать налоги и прочие фискальные платежи, беречь окружающую среду, не нарушать национальное законодательство. Таким образом, конституционные обязанности дифференцируются на обязанности человека и обязанности гражданина.
Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ, конституционные обязанности государства в РФ
В Конституции РФ (далее – Конституция) институту обязанностей посвящены несколько статей, причём одна из них (ст. 15, ч. 3) содержится в гл. 1 раздела I, посвящённой основам конституционного строя, положения которой не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном непосредственно самой Конституцией: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Тот факт, что эта обязанность государства закреплена в данной главе, свидетельствует прежде всего о следующем: государство как субъект общественных отношений не только провозглашает себя в ст. 1 Конституции «демократическим правовым государством», но и возлагает на себя обязанность соответствовать провозглашённой декларации со всеми вытекающими последствиями, в свою очередь требуя (п. 2 ст. 15) и от других субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений) соблюдать Конституцию и законы страны. При этом под термином «гражданин» понимается не только многонациональный народ РФ, но и иностранцы, и лица без гражданства.
Все остальные обязанности описаны в гл. 2, непосредственно закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Так, в частях 2 и 3 ст. 38 в императивной форме предписано, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Не менее важная норма сформулирована в ч. 4 ст. 43, где содержится требование, что «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного среднего образования». В свою очередь, в ч. 3 ст. 44 чётко декларируется то, что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Ст. 57 предписывает каждому, находящемуся на территории страны, «платить законно установленные налоги и сборы»; ст. 58 указывает, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (изменение климата и погодные катаклизмы свидетельствуют в пользу того, что это требование со временем станет одним из фундаментальных). В ст. 59 предусмотрена обязанность защищать Отечество и нести военную службу либо (при условии, если это противоречит убеждениям человека и вероисповеданию, или в иных установленных законом случаях) заменяющую её альтернативную гражданскую службу. Наконец, в ч. 2 ст. 62 Конституции определяется правовой режим, исходя из которого «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если что-то иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ «пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Для выполнения всех перечисленных требований государство со своей стороны устанавливает в ст. 2, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Несмотря на то что в этой норме говорится о «человеке» в абстрактном смысле слова, следует иметь в виду, что под указанное определение подпадают все лица (включая граждан РФ, граждан и подданных других государств, бипатридов, апатридов), находящиеся на территории государства постоянно либо временно (например, с практической целью). Никакой дифференциации на «своих» и «чужих» действующая Конституция не предусматривает.
Кроме обязанностей, непосредственно провозглашённых в Конституции, в её тексте содержится ряд предписаний, обязывающих человека и гражданина соблюдать правила поведения, подразумеваемые Конституцией и вытекающие из её содержания. В частности, речь идёт о нормах, в которых декларируются такие категории, как долг верности государству, принципы демократии, поддержание гражданского мира и согласия, участие в поддержании правопорядка в установленных законодательством формах, отправление правосудия, создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Иными словами, и в этом случае речь идёт о взаимных обязательствах государства и физических лиц, направленных на достижение определённого результата и вытекающих из совокупности прав, принадлежащих каждому из субъектов отношений.
Сопоставляя содержание конституций советского периода и Конституции РФ, следует подчеркнуть, что количество обязанностей, закреплённых за гражданами тогда и сейчас, свидетельствует не только об уменьшении их числа, но и об изменении качественных характеристик многих из них. Одновременно с этим права и свободы человека и гражданина в численном выражении значительно выросли и стали отвечать требованиям и стандартам (в том числе возможность в случае необходимости отстаивать их непосредственно в Европейском суде по правам человека), действующим (или хотя бы продекларированным) в большинстве демократических государств.
Именно баланс между обязанностями всех субъектов отношений, в том числе государства, позволяет констатировать, что обязанности практически никогда не противоречат основным правам и свободам человека и гражданина, т. к. и государство, и человек заинтересованы в сохранении этого баланса. Это касается уплаты налогов и фискальных платежей, воинской повинности, охраны окружающей среды, воспитании и общем образовании детей, заботы о нетрудоспособных или престарелых родителях, сохранении исторического и культурного наследия и др., т. е. всего того, в чём заинтересованы государство и подавляющее большинство его населения.
Зарубежный опыт конституционного регулирования обязанностей
Так, например, в Конституции КНР 1982 г. (ст. 45), которую можно отнести к основным законам социалистического типа, указывается, что все граждане страны «в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан… Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих…». В ст. 46 закреплены обязанности граждан и государства, связанные с правом на образование: «Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться. Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодёжи, подростков и детей». Аналогичным образом, когда каждая из сторон отношений берёт на себя определённые обязательства, на конституционном уровне в ст. 49 решаются вопросы семьи и брака: «Брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной государства. Супруги – муж и жена – обязаны осуществлять планирование рождаемости. Родители обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей. Запрещается нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми».
Не менее целенаправленно государство подходит и к конституционно-правовому регулированию социальной сферы в Федеративной Республике Бразилия, где этим проблемам отведены специальные разделы Конституции Бразилии, принятой в 1988 г. Так, в ст. 205 секции I гл. III Конституции, посвящённой вопросам образования, культуры и спорта, декларируется следующее: «Образование, на получение которого все имеют право и обязанность дать которое лежит на государстве и семье, поощряется и стимулируется, будучи нацеленным на всестороннее развитие личности, на подготовку человека к осуществлению прав и обязанностей гражданина и на приобретение им квалификации, необходимой для работы».
Для выполнения всего комплекса отношений государство берёт на себя весьма существенный перечень обязательств (ст. 208): предоставить образование посредством обеспечения реализации прежде всего «начального образования, обязательного и бесплатного, в том числе и для тех лиц, которые не имели к нему доступа в соответствующем возрасте; постепенного распространения принципов обязательности и бесплатности на среднее образование; специального внимания к обучению инвалидов, преимущественно в учебных заведениях, входящих в регулярную образовательную сеть; доступа на самые высокие уровни обучения, исследований и художественного творчества в соответствии со способностями каждого человека; предложения регулярного вечернего обучения, соответствующего условиям учащегося; внимания к учащемуся в заведениях, дающих начальное образование, посредством реализации дополнительных программ по выпуску школьно-дидактических материалов, по транспорту, по питанию, помощи в области здравоохранения».
С учётом этого Конституцией установлено, что доступ к бесплатному и обязательному обучению рассматривается как «субъективное публичное право… Отсутствие предложения обязательного обучения со стороны государства или нерегулярное его предложение влечёт за собой ответственность компетентного государственного органа».
В ст. 215 секции II Конституции, непосредственно посвящённой конституционно-правовому регулированию отношений в области культуры, провозглашается, что государство «гарантирует всем лицам полное осуществление культурных прав и доступ к источникам национальной культуры, поддерживает и стимулирует повышение ценности и распространения проявлений культуры… Государство охраняет проявления народной, индейской и афробразильской культур и проявления других групп, участвующих в национальном цивилизационном процессе». Как следует из ст. 216, культурное состояние Федеративной Республики Бразилия в целом «составляет собственность, объекты которой носят материальный и нематериальный характер, взятый по отдельности или в совокупности, являются носителями отличительных черт, действий, памяти различных групп, составляющих бразильское общество, и в число которых включаются… произведения, вещи, документы, постройки и другие пространственные образования, служащие для художественно-культурного проявления;… городские комплексы и места, имеющие историческую… художественную, археологическую… экологическую и научную ценность».
В ст. 225 гл. VI, регламентирующей вопросы окружающей среды, в частности подчёркивается, что все люди «имеют право на окружающую среду, находящуюся в экологическом равновесии, которая представляет собой достояние, находящееся в общем пользовании народа и имеющее существенное значение для качества жизни с точки зрения здоровья, при этом на государство и общество возлагается обязанность охранять его и сохранять его для нынешнего и будущих поколений».
В ст. 231 гл. VIII, специально посвящённой индейцам, говорится о том, что за ними «признаются сохранение их общественной организации, обычаев, языков, верований и традиций и изначальные права на земли, которые они традиционно занимают, при этом в компетенцию Союза входит демаркация их, защита и обеспечение сохранности имеющегося там достояния… Земли… неотчуждаемы, ими нельзя распоряжаться, и права на них не исчезают по причине того, что этими правами длительное время не пользуются… Запрещается перемещение групп индейцев с их земель за исключением случаев… катастрофы или эпидемии, которые ставят под угрозу население, составляющее эти группы, или в интересах обеспечения суверенитета страны по решению Национального конгресса, при этом гарантируется их немедленное возвращение сразу же после исчезновения риска».
В ст. 226 гл. VII речь непосредственно идёт об институте семьи, детях, подростках и престарелых: «Семья как основа общества пользуется особой защитой государства… Для целей защиты со стороны государства устойчивый союз мужчины и женщины признаётся в качестве семейной общности, при этом закон должен установить облегчённый порядок превращения его в брак. Права и обязанности, относящиеся к семейному сообществу, реализуются на равных основаниях мужчиной и женщиной… Опирающиеся на принципы достоинства человеческой личности и ответственного отцовства планирование семьи осуществляется по свободному решению супругов, при этом государству надлежит обеспечить образовательные и научные средства для осуществления этого права, причём, запрещаются принудительные действия в любой форме со стороны частных или официальных институтов».
Детализируя указанные выше положения, ст. 227 Конституции декларирует, что «обязанностью семьи, общества и государства является обеспечение ребёнку и подростку, с абсолютным приоритетом, права на жизнь, на охрану здоровья, на получение питания, на образование, на отдых, на получение профессиональной подготовки, на пользование достижениями культуры, на собственное достоинство, на уважение, на свободу и на жизнь в семье и в коллективе, кроме того, создание условий, гарантирующих их безопасность от выступающих в любой форме пренебрежения, дискриминации, эксплуатации, насилия, жестокости и подавления». Кроме того, «в обязанности родителей входит оказание помощи несовершеннолетним детям, обеспечение их питанием и их обучение, а в обязанности совершеннолетних детей входит оказание помощи и предоставление средств для жизни родителей в старости, нужде или в случае болезни… Обязанностью семьи, общества и государства является оказание помощи престарелым путём обеспечения их участия в общественной жизни, защиты их достоинства и благосостояния и гарантирования им права на жизнь» (ст. 229 и 230).
Конституция Итальянской Республики 1947 г. с точки зрения прав, свобод и обязанностей принципиально ничем не отличается от других учредительных актов, вступивших в силу после окончания Второй мировой войны. В ст. 30 декларируется, что родители «обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака». В случае недееспособности родителей закон определяет лиц для исполнения их обязанностей. Закон обеспечивает детям, рождённым вне брака, всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов семьи. В ст. 33 содержится норма, согласно которой закон, юридически закрепляя права и обязанности негосударственных школьных учреждений, требующих равенства с государственными, «должен обеспечить им полную свободу, а их учащимся – школьный режим, одинаковый с режимом для учащихся государственных школ». Ст. 38 посвящена тому, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишённый необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и социальное обеспечение… Обязанности, вытекающие из этой статьи, осуществляются органами и институтами, учрежденными и материально поддерживаемыми государством». Прежде всего, речь идёт об обязанностях государства, в то же время никто не снимает ответственности с общества и какой-либо итальянской семьи, нетрудоспособные и престарелые члены которых традиционно пользуются повышенным вниманием.
В Конституции Республики Бавария (одной из земель Федеративной Республики Германия) 1946 г. (в редакции от 1 декабря 1998) закреплено положение (ст. 126), согласно которому «естественным правом родителей и их высшей обязанностью является воспитание детей физически здоровыми, духовно богатыми и деятельными людьми». Констатируя обязательность школьного и профессионального образования, законодательство отмечает: «Все дети обязаны посещать общеобразовательную школу и профтехучилище. Обучение в этих школах бесплатное… Вся система школьного и профессионального образования находится под надзором федеральной земли; общины могут принимать в этом участие… Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер… Учеников следует воспитывать в духе демократии, любви к баварской родине и к немецкому народу, и в духе мира между народами… Создание и содержание вузов является обязанностью земли» (ст. 129–131, 138). Все жители Баварии «обязаны принимать на себя исполнение почётной обязанности или общественной работы, в частности в качестве опекунов, членов советов по сиротам, воспитателей молодёжи, судебных и присяжных заседателей» (ст. 121).
Важное место в Конституции Республики Бавария отведено охране природы и историко-культурного наследия земли: «Учитывая ответственность перед будущими поколениями, охрана природы вверена отдельным обществам и федеральным службам. Животных защищают как часть живой природы. Природные ресурсы необходимо беречь и экономно расходовать. К первостепенным задачам земли, общин и корпораций публичного права относятся: охрана и защита почвы, воды и воздуха как естественных основ жизни, возмещение нанесённого ущерба и воспроизводство, и, как можно более экономное расходование электроэнергии; обеспечение сохранности источников, воспроизводства природных ресурсов, содействие улучшению природной среды; охрана леса, как важнейшего регулятора природной среды, возмещение нанесённого ущерба; защита и охрана животных и среды их обитания, и сохранение типичного для местности ландшафта… Перед землёй, общинами и корпорациями общественного права стоит задача: охраны и заботы о памятниках культуры, истории и природы, а также сохранение ландшафта; возвращение разрушенных памятников культуры и истории их первоначального предназначения…» (ст. 141).
В Конституции Японии 1946 г. отмечается, что все люди «имеют право на получение равного для всех образования в зависимости от способностей и в порядке, предусмотренном законом. Все люди обязаны обеспечить находящимся под их опекой мальчикам и девочкам получение общего образования в порядке, предусмотренном законом. Такое общее образование предоставляется бесплатно… Все люди имеют право и обязанность трудиться. Нормы заработной платы, рабочего времени, отдыха и другие условия труда устанавливаются законом. Дети не могут подвергаться эксплуатации» (ст. 26–27).
Какие бы исторические или политические ситуации ни переживали соответствующая страна и общество, вопросы, связанные с доходной частью национального бюджета и проблемами военного характера, неизменно оставались в числе наиболее приоритетных. Так, ещё в Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1789 г. и получившей закрепление в учредительных документах Французской Республики более позднего периода, в статьях 12 и 13 декларировалось, в частности, что «обеспечение прав человека и гражданина влечёт необходимость применения государственной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена… На содержание государственной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию».
Франция относится к тем государствам, где в тексте конституции отсутствует специальный раздел, глава или перечень статей, посвящённых правам и обязанностям человека и гражданина. Поэтому в качестве основного акта, в котором о них идёт речь, рассматривается данная декларация, актуализированная в преамбуле Конституции Четвёртой республики (1946), на которую ссылается и действующая Конституция Франции 1958 г.: «… Каждый обязан работать и имеет право на получение занятости. Никто не может в своей работе или в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, взглядов или вероисповедания… Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребёнку, матери и престарелым труженикам, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению не способно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования… Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».
Некоторые системообразующие учредительные акты, регламентирующие конкретные права и обязанности субъектов отношений (хотя и имеют в настоящее время скорее исторический, чем законодательный или правоприменительный характер), по-прежнему продолжают оказывать влияние на процесс развития и адаптации к современным условиям правил поведения, лежащих в основе ряда сфер взаимодействия государства и его населения. Речь идёт о Великой хартии вольностей (The Magna Carta), пожалованной монархией английскому народу в 1215 г. и рассматривающейся, одновременно с десятками других биллей и статутов парламента, как элемент т. н. неписаной конституции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В этом же ряду находится и Билль о правах (The Bill of Rights) от 23 октября 1689 г., справедливо считающийся одним из базовых политико-правовых документов, регламентирующих права, свободы и обязанности.
В подавляющем большинстве современных зарубежных конституций содержатся статьи об обязанности (долге, священном долге), связанной с защитой государства, существующего конституционного и общественного строя, политической системы от любых внешних посягательств, уплатой налогов и каких-либо иных фискальных платежей (в числе старейших требований со стороны государства как субъекта общественных отношений, которые оно предъявляет непосредственно своим гражданам или иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории для получения образования и медицинской помощи или с иной целью). Сюда же необходимо отнести и такие обязанности, как соблюдение конституции и законов государства, чёткое выполнение целого ряда других императивных требований.
Так, в Конституции КНР указанные выше вопросы регулируются в статьях 52–56: «Граждане КНР обязаны защищать единство государства и сплочённость всех национальностей страны… Граждане КНР обязаны соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали… Граждане КНР обязаны охранять безопасность, честь и интересы Родины, не должны совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам Родины… Защита отечества и отражение агрессии – священный долг каждого гражданина… Воинская служба и участие в народном ополчении в соответствии с законом являются почётной обязанностью граждан КНР… Граждане… обязаны в соответствии с законом платить налоги».
В свою очередь, аналогичным вопросам в целом посвящены статьи 52–54 Конституции Итальянской Республики: «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Военная служба обязательна в пределах и в порядке, установленных законом. Её несение не должно причинять ущерб трудовому положению гражданина и осуществлению им политических прав… Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими средствами. Налоговая система строится по критерию прогрессивности… Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать её Конституцию и законы. Граждане, которым доверены государственные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и достойно, принося присягу в случаях, установленных законом».
Аналогичным образом решается фискальная проблема и в ст. 123 Конституции Республики Бавария: «Все обязаны вносить свою долю в оплату расходов земли в соответствии со своими доходами и своим состоянием и своей обязанностью перед землей».
В Основном законе Федеративной Республики Германия 1949 г. (ст. 12-а) указано следующее: «Мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут быть призваны на службу в Вооружённые силы, Федеральную пограничную охрану или в части гражданской обороны… Тот, кто в силу своих убеждений отказывается от несения военной службы с оружием, может быть призван на альтернативную службу. Срок альтернативной службы не должен превышать срока военной службы… Если в период состояния обороны потребности в гражданском обслуживании санитарно-лечебных учреждений, а также стационарных военных лазаретов не могут быть удовлетворены на добровольной основе, то женщины в возрасте от 18 до 55 лет законом или на основании закона могут быть привлечены к работе подобного рода. Они ни в коем случае не должны нести эту службу с оружием».
Какие бы государства ни были рассмотрены в качестве примера, перечень прав и обязанностей, по существу, немногим отличается друг от друга, что позволяет говорить об их чёткой социальной направленности и демократическом характере. Но главное не в том, что соответствующая сфера общественных отношений закреплена в конституции или аналогичном по юридической силе учредительном акте, главное, чтобы она последовательно и предельно адекватным образом воспринималась и реализовывалась теми, кто является субъектами этих отношений. Именно взаимодействуя друг с другом, они способствуют достижению того результата, который необходим каждому из них в рамках перманентно усложняющегося процесса государственного строительства.