«Консервативная волна»
«Консервати́вная волна́», период электорального успеха правых политических сил в Европе и США и соответствующая ему идеология, сочетающая экономические идеи неолиберализма с социальной и внешнеполитической доктриной неоконсерватизма.
«Консервативная волна» стала ответом на кризис государства всеобщего благосостояния – концепции активного регулирования экономики и государственной поддержки социальных программ. Изначально данная концепция, воплощённая в экономической доктрине кейнсианства и политической идеологии социал-либерализма, возникла как инструмент решения проблем мирового экономического кризиса 1920–1930-х гг. и послевоенного восстановления стран Европы и США. В результате «славное тридцатилетие» (1946–1975) стало периодом высокого экономического роста, сопровождаемого минимальной безработицей. Однако к 1970-м гг. политика кейнсианства привела к возникновению стагфляции – одновременному росту уровня инфляции и безработицы, следствием чего стал экономический кризис 1974–1975 гг., усиленный нефтяным кризисом 1973 г. В 1975 г. был опубликован доклад Трёхсторонней комиссии «Кризис демократии» (авторы – С. Хантингтон, М. Крозье, Ватануки Дзёдзи), в котором был сделан вывод о перегрузке западных правительств взятыми на себя социальными обязательствами. В этой ситуации консервативные политические силы прибегли к апологии традиционных для западного общества ценностей либерализма – свободного рынка и «минимального» государства, – претерпевших, однако, ряд корректировок.
Для правительственной политики «консервативной волны» характерны: переход от «экономики спроса» к «экономике предложения» за счёт снижения налогов и ослабления влияния профсоюзов на бизнес; переход от борьбы с безработицей и широких социальных программ к борьбе с инфляцией и балансированию бюджета; новое государственное управление (new public management) – подход к управлению государством как фирмой с акцентом на миссии и результаты вместо регламентов и процедур (Mission-Driven & Results-Oriented Government), восприятие граждан как клиентов, ориентация на количественные показатели эффективности и бюджетирование по результатам; приватизация государственной собственности и делегирование части правительственных функций местным властям и гражданскому обществу; защита традиционных ценностей (более выражено в «рейганомике») – например, борьба с употреблением наркотиков и критическая позиция в отношении абортов.
В 1970-х гг. неолиберальные идеи набирали популярность. Лауреатами Нобелевской премии по экономике стали Ф. А. фон Хайек (1974) и М. Фридмен (1976) – ключевые теоретики неолиберализма. На идеи последнего активно ориентировалась группа чилийских экономистов, получивших возможность экспериментировать с проведением неолиберальных политик в Чили после переворота А. Пиночета в 1973 г. В то же время находившиеся у власти в Великобритании и США в 1970-х гг. левоцентристские партии уже предпринимали ряд неолиберальных мер: лейбористское правительство Дж. Каллагэна отказалось от приоритетов кейнсианской политики в обмен на кредит Международного валютного фонда (1976); президент-демократ Дж. Картер способствовал продвижению законов о дерегулировании авиалиний (1978) и автомобильных грузоперевозок (1980).
В течение 1980-х гг. М. Тэтчер в Великобритании установила жёсткую монетаристскую политику – одновременный контроль за процентными ставками и бюджетным дефицитом ценой сокращения социальных программ и субсидирования государственных предприятий. Параллельно проводилась приватизация крупных государственных корпораций, например National Freight Corporation в 1982 г. Были осуществлены меры по дерегулированию Лондонской фондовой биржи с целью повышения её конкурентоспособности на мировом финансовом рынке (1986), проведена реформа школьного образования в духе «нового государственного управления» (акты 1981 и 1988). В 1984–1985 гг. Тэтчер удалось подавить забастовку профсоюза шахтёров с последующим закрытием или приватизацией части государственных шахт.
В США Р. Рейган провёл налоговую реформу (1986), в результате которой ставка подоходного налога снизилась на 6%, хотя корпоративные налоги были повышены из-за угрозы бюджетного дефицита. С целью контроля последнего ранее был принят закон Грэмма–Рудмана–Холлингса (1985), ограничивающий дальнейшее расширение государственных расходов. Тем не менее в течение 1980-х гг. дефицит бюджета увеличивался крайне высокими темпами из-за ситуации т. н. «двойного вето»: Республиканская партия, имеющая большинство в сенате, стремилась к увеличению расходов на оборону за счёт социальных трат, но контролировавшая палату представителей Демократическая партия была нацелена на противоположный результат, итогом чего стал общий рост расходов по обоим направлениям.
Жёсткие меры политики «консервативной волны» часто вызывали сопротивление: в 1983 г. Р. Рейгану не удалось осуществить программу по приватизации государственных земель западнее Скалистых гор; М. Тэтчер имела крайне низкий рейтинг одобрения, который был восстановлен в 1982 г. лишь благодаря успешной Фолклендской войне, а в 1990 г. стал одним из факторов, приведших к её отставке. Тем не менее влияние обоих политиков на развитие своих стран оставалось крайне значительным, а после их ухода Республиканская партия в США и Консервативная партия в Великобритании сумели сохранить лидирующие позиции (правительства Дж. Буша-старшего и Дж. Мейджора соответственно).
В период с 1990-х по 2000-е гг. в Латинской Америке произошёл «левый поворот» (известный также как «розовый прилив»): в Чили к власти пришли представители левых партий – Р. Лагос (2000–2006) и М. Бачелет (2006–2010). На этом фоне 2010-е гг. стали временем успеха консервативных и крайне правых политиков: в 2015 г. в Аргентине М. Макри сменил перонистку К. Киршнер, в 2018 г. в Чили С. Пиньера во второй раз сменил социалистку М. Бачелет, в Бразилии Ж. Болсонару стал президентом после импичмента Д. Русеф (2016) и окончания президентского срока М. Темера (2016–2019) и т. д. Эти события характеризуются как новая «консервативная волна», или «голубой прилив», и рассматриваются совместно с победой на президентских выборах в США Д. Трампа (2016), референдумом о выходе Великобритании из Евросоюза (2016) и подъёмом правых партий в континентальной Европе.