Рахиль
Рахи́ль (евр. רָחֵל, греч. Ῥαχήλ), в Ветхом Завете вторая и любимая жена Иакова, младшая дочь Лавана (брата Ревекки), сестра Лии (первой жены Иакова), мать Иосифа и Вениамина. О Рахили рассказывается в книге Бытия в главах 29–35.
Согласно библейскому повествованию, Ревекка, желая уберечь своего любимого сына Иакова от гнева его старшего брата Исава, убедила Иакова бежать в Месопотамию, в Харран, где жил её отец Лаван. Исаак также благословляет Иакова идти в Харран, чтобы тот нашёл себе жену среди дочерей Лавана.
Встреча Иакова и Рахили произошла у колодца, где она собиралась напоить стадо своего отца. Иаков помог ей в этом, затем поцеловал и сказал, что он родственник её отца и сын Ревекки. Иакова приняли в доме Лавана. Он влюбился в Рахиль и согласился 7 лет работать за неё на её отца. По истечении этого срока Лаван обманом отдал ему свою старшую дочь Лию вместо обещанной Рахили. Лаван объяснил Иакову, что по обычаю младшая сестра не может выйти замуж раньше старшей, и заверил его, что, когда закончится свадебная неделя, тот сможет взять в жёны и Рахиль, при условии что отработает за неё ещё 7 лет. Иаков согласился.
Про Рахиль говорится, что она была красива станом и лицом (Быт 29:17). Иаков любил её больше, чем свою первую жену, «слабую глазами» Лию (Быт 29:17). Бог «узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу её» (Быт 29:31), она родила 4 сыновей; Рахиль же, как прежде бабка Иакова Сарра и его мать Ревекка, оставалась неплодной. Сёстры соперничали за любовь мужа: завидуя старшей сестре, Рахиль, как некогда Сарра (Быт 16:2–4), отдала Иакову в наложницы свою служанку Валлу. Валла родила 2 сыновей, которых Рахиль назвала Даном и Неффалимом.
Лия ответила тем, что также отдала мужу в наложницы свою служанку Зелфу, и та родила 2 сыновей – Гада и Асира. Сама Лия родила Иакову ещё 2 сыновей и дочь. Наконец, Бог услышал молитвы Рахили, она забеременела и родила сына Иосифа, который стал любимым ребёнком Иакова.
Вскоре после рождения Иосифа Иаков решил вернуться в землю Ханаанскую вместе с жёнами и детьми. Опасаясь, что Лаван будет препятствовать их уходу, они покинули Харран, ничего ему не сказав. Перед уходом Рахиль без ведома Иакова похитила идолов своего отца. Спустя 3 дня Лаван узнал о бегстве Иакова, догнал его и обвинил в краже идолов. Не зная, что идолы у его любимой жены, Иаков проклял укравшего их (Быт 31:32: «…у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив») и позволил Лавану обыскать шатры. Рахиль же спрятала идолов под верблюжье седло и села сверху; отцу, обыскивающему её шатёр, сказала: «…я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское» (Быт 31:35). Не найдя идолов, Лаван на следующее утро уехал.
В следующий раз Рахиль упоминается, когда Иаков готовился к встрече со своим братом Исавом. Боясь агрессии с его стороны, Иаков оставил Рахиль и Иосифа позади всей семьи, очевидно чтобы они могли спастись при необходимости.
После встречи с Исавом, которая прошла мирно, они отправились в Вефиль, а потом в Ефрафу (Вифлеем). По пути в Ефрафу сбывается проклятие Иакова: у Рахили начались тяжёлые роды, во время которых она умерла. Умирая, она успела назвать новорождённого сына Бенони («сын моей печали»), однако Иаков назвал его Вениамином.
Иаков похоронил Рахиль там же, где она умерла, на дороге в Ефрафу, а не в родовом склепе в пещере Махпела (где были похоронены Авраам и Сарра, а впоследствии – Исаак, Ревекка, сам Иаков и Лия). На месте погребения Рахили Иаков поставил памятник.
Помимо глав 29–35 книги Бытия, Рахиль упоминается в Ветхом Завете лишь в 1 Цар 10:2, Иер 31:15 и в Руфь 4:11. В книге пророка Иеремии Рахиль изображается плачущей о своих детях (коленах Ефрема и Манассии, происходящих от Иосифа), что, по мнению исследователей, предполагает падение Северного Израильского царства под ударами ассирийцев или отражает ситуацию вавилонского плена после падения Иерусалима и разрушения 1-го Иерусалимского храма. В свадебном благословении Руфи Рахиль вместе с Лией также упоминаются как праматери Израиля (Руфь 4:11). Согласно 1-й книге Царств, могила Рахили – хорошо известная географическая точка на границе колена Вениамина возле Рамы, недалеко от Целцаха (1 Цар 10:2).
Рахиль упоминается и в других раннеиудейских источниках. В трактате Филона Александрийского «Аллегории законов» Рахиль, как и другие праматери иудейского народа, не называется по имени, но изображается как идеал жены. Могила Рахили упоминается также в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (6:56).
Стих Иер 31:15 (не буквально) цитируется во 2-й главе Евангелия от Матфея (Мф 2:18) и интерпретируется здесь как предсказание об избиении младенцев царём Иродом I Великим в Вифлееме.
Место, которое сегодня почитается как гробница Рахили, расположено между Вифлеемом и израильским поселением Гило. Самые ранние внебиблейские упоминания этой гробницы относятся к началу 4 в. н. э. Однако, по-видимому, в народной традиции оба места почитались как гробница Рахили. Если первое место связывается с событиями рождения Вениамина и смерти Рахили около Ефрафы (в Быт 35:19 оно отождествляется с Вифлеемом; часто это место рассматривается как глосса), т. е. находится к югу от Иерусалима, то второе, упоминаемое в 1 Цар 10:2, располагается «на пределах Вениаминовых, в Целцахе» (Вифлеем и его окрестности находились в уделе Иуды, а не Вениамина), т. е. к северу от города. На это место указывает также пророк Иеремия (Иер 31:15): «…голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Рама – город в уделе Вениамина).