Альт Альбрехт
А́льт А́льбрехт (Albrecht Alt) (20.9.1883, Штюбах, Германская империя, ныне земля Бавария – 24.4.1956, Лейпциг, ныне земля Саксония), немецкий протестантский библеист и историк, представитель школы истории религии. Теологию изучал в университетах Эрлангена и Лейпцига. Профессор университетов Грайфсвальда (с 1912), Базеля (с 1914), Галле (с 1921), Лейпцига (1923–1956). Президент Немецкого союза исследователей Палестины, редактор «Палестинского ежегодника» («Palästina-Jahrbuch», 1927–1941). Почётный член Общества библейской литературы и Британского общества изучения Ветхого Завета, почётный доктор университетов Лейпцига, Тюбингена и Франкфурта-на-Майне.
В 1908 и 1912–1913 гг. руководил в Палестине научными полевыми исследованиями Немецкого евангелического института по изучению древностей Святой Земли. В 1916–1918 гг. Альт служил фельдшером, затем в картографическом отделе немецкого военного корпуса в Палестине. В 1921 г. он вернулся в Иерусалим в качестве пробста Церкви Спасителя и главы Немецкого евангелического института Палестины. С 1924 по 1931 гг. (или 1935) в Лейпциге Альт руководил ежегодными учебными курсами института. В 1925–1949 гг. занимал пост председателя Немецкой ассоциации изучения Палестины.
Если искать общий термин для обозначения темы многосторонних исследований Альта, то лучше всего подходит «палестиноведение» в широком смысле слова. К ним относятся исследования Библии, особенно Ветхого Завета, древней истории народа Израиля, с использованием всех античных источников, связанных с окружающими Израиль народами и культурами.
Заслугой Альта в области изучения Библии и истории Древнего Израиля является введение в палестиноведение территориально-исторического метода, который был уже опробован в европейских исторических штудиях. Исследование истории земель Палестины в библейский период (Territorialgeschichte) имело целью восстановление исторической географии на основании анализа сведений, имеющихся в Библии и других античных источниках, а также данных археологии. Базовой гипотезой в данном случае было предположение о существовании устойчивых территориальных единств в течение длительных исторических периодов. Этот подход Альт применил ко всем периодам истории Палестины, от средней бронзы (гиксосов) до византийского периода, и использовал его, например, для описания истории расцвета и падения ханаанских городов-государств, израильского заселения Ханаана, возникновения национальных государств, в том числе Израиля, в ходе арамейской миграции, империи Давида, имперской политики новоассирийской империи, реорганизации Иудеи после вавилонского плена; кроме того, этот подход был использован для изучения галилейского контекста проповеди Иисуса из Назарета, римско-византийского административного устройства Палестины и её ранних церковных епархий.
Альту принадлежит оригинальная версия захвата Ханаана еврейскими племенами, т. н. теория инфильтрации, не предполагавшая единовременного сплошного завоевания Ханаана. Согласно этой теории, процесс заселения палестинских земель происходил постепенно и имел мирный характер. Кочевые и полукочевые группы приходили из-за реки Иордан и поначалу оседали на свободных землях вокруг поселений в центральных нагорных районах Ханаана, не вступая в военные конфликты. Смешавшись с местным населением, они создали союз племён с единым религиозным центром и приняли название Израиль. Мирный процесс инфильтрации способствовал последующей культурной ассимиляции. Книга Иисуса Навина рассматривалась, таким образом, не как исторический источник, но как документ, содержащий материалы прежде всего этиологического содержания.
В книге «Происхождение израильского права» («Die Ursprünge des israelitischen Rechts», 1932) Альт провёл ставшее впоследствии общепринятым фундаментальное различие между аподиктическими (безусловными повелениями или запретами, не формулирующими наказания, – «не прелюбодействуй» и т. п.; декалог) и казуистическими (описывающими конкретные ситуацию и наказание) установлениями Закона Моисеева, сравнивая с древними судебниками 2 тыс. до н. э. Альт предположил зависимость казуистических правил Закона Моисеева от ханаанейских законодательных текстов, касающихся оседлой жизни, а аподиктические предписания рассматривал как подлинные (яхвистские), возникшие в среде израильтян ещё до завоевания Ханаана. Эта классификация впоследствии была принята многими исследователями (У. Олбрайтом, М. Нотом, Г. фон Радом и другими).
В исследовании «Бог отцов» («Der Gott der Väter», 1929) исследовал феномен «персональной религии» ветхозаветных патриархов и показал, что Авраам, Исаак и Иаков были реальными прародителями родовых кланов древних евреев и основателями ранних религиозных культов.
После смерти Р. Киттеля Альт совместно с О. Айсфельдтом и П. Кале подготовил 3-е издание еврейского текста Библии Biblia Hebraica (1937).
Для новозаветной науки, точнее для дискуссий о историческом контексте евангельских событий, большую роль сыграли исследования Альтом Галилеи. В ситуации господства в немецкой науке 1930-х гг. гипотезы «языческой Галилеи», которая использовалась в том числе для обоснования нееврейского происхождения Иисуса из Назарета, Альт сформулировал гипотезу «еврейской Галилеи». В серии статей об истории Галилеи он обосновал позицию, согласно которой Галилея раннеримского времени не была территорией полуязыческой и со смешанным населением. Израильское население, по его мнению, сохранилось в Галилее и после ассирийского вторжения в 8 в. до н. э., оснований для вывода о преобладании языческого населения нет ни для одного этапа истории этой области: на основании ассирийских источников, в 8 в. до н. э. был депортирован только верхний класс галилейского общества и ремесленники; выражение «Галилея языческая» из книги пророка Исайи (Ис 8:22–9:6) указывает не на языческое население Галилеи и не на территорию с известными границами, впоследствии идентифицированной с Галилеей, а на окружающие её языческие народы (выражение должно пониматься как «круг народов»); источники говорят о присутствии здесь иудеев и до хасмонейского завоевания; нет признаков усиления эллинизации и влияния язычества и при римлянах: разрушенные хасмонеями греческие города восстанавливались только на периферии Галилеи, а сами галилеяне поддерживали борьбу последних представителей хасмонейской династии против иродиан.
В статье о «Местах служения Иисуса…» (1949) он отмечает, что вывод о существенном израильском или языческом населении Галилеи стал бы важной отправной точкой в решении проблемы личной принадлежности Иисуса к той или иной части населения. Сказанное не оставляет сомнения в том, что, по мнению автора, Иисус принадлежал к еврейскому народу.