Гункель Герман
Гу́нкель Ге́рман, Иоганн Фридрих Герман Гункель (Johann Friedrich Hermann Gunkel) (23.5.1862, Шпринге, близ Ганновера – 11.3.1932, Галле), немецкий протестантский библеист и богослов.
Биография и научная карьера
Родился в семье пастора. Богословское образование начал летом 1881 г. в Гёттингенском университете, где одним из его учителей был А. Ричль; помимо этого изучал германистику, историю и философию. С лета 1882 до лета 1883 г. Гункель учился в Университете Людвига (ныне Гисенский университет имени Юстуса-Либиха), посещал лекции А. фон Гарнака и Б. Штаде. Вернувшись в Гёттинген, посещал занятия У. фон Виламовица-Мёллендорфа и П. де Лагарда, у последнего изучал сирийский и арабские языки. После окончания курса (экзамен в апреле 1885 г. в Ганновере) Гункель продолжил учёбу в Гёттингене, Лейпциге и Люнебурге.
В этот период (1885–1888) завершил работу над диссертацией по раннехристианской пневматологии «Действия Святого Духа согласно народным представлениям апостольского времени и учению апостола Павла» («Die Wirkungen des Heiligen Geistes nach der pupulären Anschauung der apostolischen Zeit und der Lehre des Apostels Paulus», 1888). Его деятельность в Берлине начинается в 1895 г. в качестве экстраординарного профессора. Здесь среди его учеников были Р. Бультман и М. Дибелиус. В 1907 г. приглашён в Университет Людвига, где его учениками были З. Мовинкель и В. Баумгартнер. В 1916–1920 гг. Гункель – один из представителей школы истории религий. В 1920 г. приглашен в Галле. 1 октября 1927 г. по состоянию здоровья вышел на пенсию; с этого времени его деятельность в университете была ограничена только преподаванием истории ветхозаветной литературы. Почётный член английского Общества исследований Ветхого Завета и американского Общества библейской литературы (1927). Как преподаватель, Гункель имел множество учеников, некоторые из них стали известными библеистами (в области ветхозаветной библеистики: А. Альт, М. Нот, Г. фон Рад; в исследованиях Нового Завета: Р. Бультман и М. Дибелиус).
Научная деятельность
В своей ранней книге об эсхатологии Откровения Иоанна Богослова (Gunkel. 1895) Гункель противопоставил историческому подходу школы Ю. Велльгаузена, свой метод анализа традиции (нем. Traditionsgeschichte, Überlieferungsgeschichte), в котором основной акцент делался на анализе передачи определённой единицы текста или идеи преимущественно в устной форме из одной социальной среды в другую, до стабилизации текста, останавливавшего развитие традиции.
Гункель рассматривал тексты не только как исторические документы, но и как произведения письменности со всеми присущими литературным произведениям особенностями. В сформировавшемся в библеистике 19 в. методе анализа источников (нем. Quellenkritik) Гункель видел ряд недостатков: прежде всего в том, что источники библейских книг рассматривались в нём вне их исторической динамики; в критикуемом подходе не ставился вопрос о происхождении самих источников. Кроме того, Гункель считал, что для исследования принципиально важен вопрос о литературном жанре, об истории редактирования и о переписке. Выводы, к которым он пришёл, позволили ему сформулировать особый подход в исследовании библейского текста – метод анализа жанровых форм (нем. Formgeschichte/Formkritik). Этот метод задал новое направление в определённой Велльгаузеном литературной критике и значительно повлиял на библейскую науку 20 в.
Принципы нового метода были заложены в работах Гункеля о книге Бытия и о псалмах (Gunkel. 1901; 1933). В комментарии к книге Бытия он соотносит проведённое еще Велльгаузеном разделение этого текста на источники с большими жанрами, чтобы реконструировать их историю. Особое внимание при этом обращается на устную традицию, существовавшую до её письменной фиксации в реконструируемых литературной критикой источниках. Так, в комментарии он приходит к заключению, что предания о ветхозаветных патриархах, об исходе, о Синайском откровении и другие восходят к т. н. малым единствам предания (kleine Einheiten, отдельные тексты, судя по всему, независимо существовавшие в традиции до вхождения в «источники» – «большие единства», яхвист и элохист). Они возникли еще в догосударственном культе, имели различные социальные функции и локализовались в географически различных регионах. К этим культовым преданиям, обеспечивающими устойчивость текста, относятся гимны, плачи, пословицы или притчи, рассказы, легенды. В дальнейшем они нашли литературное оформление в яхвисте – одном из выделяемых литературной критикой древних источников Пятикнижия. Для каждого из выделенных «малых единств» определялись их социальная функция, цели и условия их общественного применения («место в жизни», нем. Sitz im Leben). Гункель назвал этот подход исследованием жанров (Gattungsforschung).
Материал книги Бытия Гункель в целом определял как «собрание саг» (нем. Sagenkränze) (Gunkel. 1901. S. XX), под которыми понимал раннюю форму устного поэтического повествования о событиях прошлого. Их главной функцией, по его мнению, было этиологическое объяснение природных и исторических реалий, связанных с предками-эпонимами (родоначальниками колен) еврейского народа. В дальнейшей научной дискуссии о понятии «сага» позиция Гункеля подверглась критике (А. Йоллес, К. Вестерман, К. Кох и др.).
При исследовании псалмов Гункель показал, что они представляют собой не плод индивидуального поэтического вдохновения, но отражают различные богослужебные традиции (Gunkel. 1933). Здесь объектом исследования также стали «малые единства», к числу которых относятся формулы, лексическое наполнение, композиционная структура, ритм, аллитерация, устойчивые эпитеты.
Систематическое оформление метода анализа жанровых форм произошло только во 2-й половине 20 в. (Koch. 1964).
Гункель – один из лидеров методологического направления в исследовании Нового Завета, которое в историографии принято называть «школой истории религий» (Religionsgeschichtliche Schule). В 1903–1932 гг. он, сначала вместе с В. Буссе, затем с Р. Бультманом, издавал серию монографий «Исследования по религии и литературе Ветхого и Нового Завета» («Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments»). Серию открыла его работа о религиоведческом подходе к исследованию Нового Завета (Gunkel. 1903). В 1-м издании энциклопедии религии, которое во многом определено результатами именно этих исследований («Религия в истории и современности», «Religion in Geschichte und Gegenwart», в 5 томах, 1909–1913), ему принадлежит более 300 статей. В целом в своих религиозно-исторических работах он выступал против панвавилонизма, пропагандируемого с 1902 г. Ф. Деличем. Некоторые особенности идей и представлений Откровения Иоанна Богослова Гункель объяснял их вавилонским происхождением (Gunkel. 1895). Своего рода итоговым стал его вывод о связи раннего христианства с другими восточными религиями: христианство с исторической точки зрения есть синкретическая религия, многие христианские представления, в частности христологические идеи, заимствованы из восточных (не эллинистических) религий через иудейскую традицию (Gunkel. 1903. S. 1).