Олбрайт Уильям Фоксуэлл
О́лбрайт Уи́льям Фо́ксуэлл (William Foxwell Albright) (24.5.1891, Кокимбо, Чили – 19.9.1971, Балтимор, штат Мэриленд), американский археолог, историк, филолог (семитолог), член Национальной АН США (1955). Сын американского методистского проповедника. Учился в Университете Верхней Айовы (1912); окончил университет Джонса Хопкинса (Балтимор) и получил там степень доктора филологии (1916); там же профессора восточных (семитских) языков (1927; заведующий кафедрой в 1929–1958). Ученик панвавилониста П. Хаупта. После службы в американской армии (1918) с 1919 г. работал в Американской школе востоковедения в Иерусалиме (ныне носит имя Олбрайта), руководил ею в 1920–1929 и 1933–1936 гг. (по другим источникам, до 1935). Редактор Bulletin of the American Schools of Oriental Research (1930–1968). Вёл полевые исследования на Ближнем Востоке, в основном в Палестине: в Гибиа (Гаваа; на холме Тель-эль-Фуль; 1922–1923, 1933), Тель-Бейт-Мирсиме (1926, 1928, 1930, 1932), Бейт-Эле (1927, 1934), Петре (1935), на Синайском п-ове (1947–1948), в Саудовской Аравии (1949–1950) и др. Специальные исследования Олбрайта важны в изучении соотношения керамических комплексов и стратиграфии археологических памятников, хронологии, исторической географии, ономастики Сиро-Палестинского региона, кумранистике.
Методологическо-мировоззренческая позиция Олбрайта близка, хоть и в смягчённой форме, фундаментализму в отношении библейских исследований, в варианте, сложившемся в США как противостояние критицизму немецкого востоковеда Ю. Велльгаузена и др. Убеждённый в историзме ранних книг Библии, Олбрайт стремился представить научные доказательства их истинности, опираясь на сочетание археологических и филологических исследований с теологией. В США вокруг Олбрайта сложилось движение «библейская археология», влиятельное в науке и общественной жизни 1930–1960-х гг. Обобщающие публикации Олбрайта по археологии и топонимике Палестины, истории религии и другие повлияли на ряд направлений научных исследований в Сиро-Палестинском регионе, способствовали пониманию Библии в историческом и географическом контексте, соответствующем данным современной науки. Наиболее последовательным учеником и идейным преемником Олбрайта стал теолог Дж. Э. Райт (Гарвардский университет), довершивший формирование «библейской археологии», но в подавляющем большинстве ученики Олбрайта («школа Олбрайта», «Балтиморская школа»: Ф. Кросс, Р. Браун, Д. Фридман) развивали исследования вне зависимости от теологии, а следующее поколение (У. Девер и др.) в 1990-х гг. прямо отказалось от методических подходов Олбрайта. Многие выводы Олбрайта (особенно по древнейшей эпохе) ныне пересмотрены, само понятие «библейская археология» в понимании Олбрайта многими исследователями отвергнуто, при этом сохраняется важность ряда трудов Олбрайта для истории Сиро-Палестинского региона.