#Женщины – живописцы, графики, скульпторы
Женщины – живописцы, графики, скульпторы
Тег

Женщины – живописцы, графики, скульпторы

Женщины – живописцы, графики, скульпторы
Найденo 29 статей
Ямасита Рин. Икона «Воскресение Христово». 1891
ЖивописцыЖивописцы
Ямасита Рин
Ямаси́та Рин (1857–1939), японская художница, представительница направления ёга и первая иконописица в Японии. Крестилась в православие в 1878 г. под именем Ирина у архимандрита Николая (Касаткина) в Токио. В 1881–1883 гг. обучалась в иконописной мастерской Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге; посещала классы в Императорской Академии художеств. В 1890–1918 гг. руководила иконописной мастерской при женской духовной школе в православной духовной миссии в Японии (Токио). Преимущественно писала иконы в русле религиозной академической живописи 2-й половины 19 в. («Воскресение Христово», 1891, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Тайная вечеря», после 1903, Музей искусств Касама Нитидо, Касама, префектура Ибараки). Выполняла заказы для православных церквей Японии. Отсутствие подписей на иконах затрудняет атрибуцию, однако, по оценкам исследователей, от 120 до 250 икон, выполненных Ямаситой, в 21 в. сохранилось в 39 японских церквах. Занималась также живописью маслом, офортом и рисунком.
Скульпторы
Буржуа Луиза
Буржуа́ Луи́за (1911–2010), французский и американский скульптор, живописец, график, автор инсталляций и перформансов. Испытала влияние сюрреализма, абстрактного экспрессионизма, теории психоанализа З. Фрейда и М. Кляйн. С 1938 г. жила и работала в США. В 1960-х гг. от живописи и графики перешла к скульптуре, в 1970-х гг. создавала перформансы, на рубеже 1980-х – 1990-х гг. обратилась к продуцированию крупномасштабных проектов (инсталляции-клетки «Cells», скульптуры в виде пауков «Maman»). Многие произведения явились результатом художественного самоанализа Буржуа; для них характерны биоморфные формы («Лабиринтная башня», 1962). В своих работах переосмысляла свои детские воспоминания, затрагивала экзистенциальную и гендерную проблематику.
Луиза Буржуа в своей студии. Манхэттен (Нью-Йорк). 1982
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Розовый салон» Марианны Верёвкиной
«Ро́зовый сало́н» Мариа́нны Верёвкиной, художественный и литературный клуб, устроенный М. В. Верёвкиной в их с А. Г. Явленским мюнхенской квартире (по улице Гизелештрасе, дом 23). Существовал приблизительно с 1896 по 1900-е гг. Верёвкина выступала как организатор и теоретик сообщества. В салоне обсуждались актуальные тенденции в культуре и искусстве, проходили лекции о современной живописи, новаторских приёмах в ней и других проблемах художественного творчества. Участниками клуба были сокурсники Явленского из школы А. Ажбе (В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, Ф. Марк, А. Макке), его посещали В. А. Серов, В. Э. Борисов-Мусатов, С. П. Дягилев, А. П. Павлова и др. В «Розовом салоне» родилась идея Нового объединения художников Мюнхена, ставшего предвестником объединения «Синий всадник».
Эрма Босси. Портрет мадам Верёвкиной. Ок. 1910
Живописцы
Амарал Тарсила ду
Амара́л Тарси́ла ду (1886–1973), бразильская художница, одна из важнейших представительниц модернизма в Бразилии. Используя методы кубизма и сюрреализма, разработала собственный художественный язык, который значительно повлиял на формирование национального своеобразия в современном бразильском искусстве. Среди ключевых работ: «Негритянка» (1923, Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу), «Абапору» (1928, Музей латиноамериканского искусства, Буэнос-Айрес), «Антропофагия» (1929, Фонд Жозе и Паулины Немировски в Пинакотеке штата Сан-Паулу, Сан-Паулу). Её творчество повлияло на движение антропофагии в бразильской культуре. Т. ду Амарал увлекалась коммунистическими идеями, в 1931 г. посетила СССР.
Тарсила ду Амарал. 1920
Скульпторы
Пологова Аделаида Германовна
По́логова Аделаи́да Ге́рмановна (1923–2008), российский скульптор, действительный член Российской академии художеств (2001), заслуженный художник Российской Федерации (2002). Жила в Москве. В работах сочетала классическое понимание формы с традициями народного искусства и элементами примитивизма; часто использовала полихромию, сочетая различные материалы. Среди работ – «Ужин в семье колхозника К. Буланова» (шамот, роспись, 1972, Третьяковская галерея, Москва), портреты современников (пианистки М. В. Юдиной, бронза, 1967, Третьяковская галерея). Работала в области монументально-декоративного искусства (интерьер ресторана «Москва» в Олимпийской деревне в Москве, 1980). Государственная премия СССР (1989).
Аделаида Пологова. Иди и след мой сохрани. 1987
Литераторы
Педретти Эрика
Педре́тти Э́рика (1930–2022), швейцарская писательница, скульптор и график. Основная тематика литературного творчества – травмирующие переживания, вызванные войной, депортацией и жизнью на чужбине, сложность облечения в слова болезненных и ранящих душу воспоминаний: книга прозы «Безобидное, пожалуйста» (1970); романы «Святой Себастьян» (1973), «Изменение» (1977), «Ближайшая родина» (1995), «Кукушонок, или Что я непременно собиралась вам сказать» (1998); сборник рассказов «Восходы солнца, заходы солнца» (1984); автобиографическая книга «Вполне чужая» (2010). Созданные Педретти-скульптором многообразные крылатые фигуры, каркасные арт-объекты также объединены темой потери родины, отрыва от родной почвы, изгнанничества.
Эрика Педретти. 1993
Живописцы
Розанова Ольга Владимировна
Ро́занова О́льга Влади́мировна (1886–1918), российский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства, поэтесса, одна из представительниц русского авангарда. Воплотив в своём творчестве новаторские художественные тенденции конца 19 – начала 20 вв., сыграла одну из ключевых ролей в сложении и развитии футуризма и геометрической абстракции в России. Одно из важнейших направлений в творчестве – интенсификация колорита и исследование взаимосвязи света и цвета в живописи.
Ольга Розанова. Зелёная полоса. 1917–1918
Графики
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Остроу́мова-Ле́бедева А́нна Петро́вна (1871–1955), российский график и живописец. Действительный член Академии художеств СССР (1949), народный художник РСФСР (1946). Жена С. В. Лебедева (с 1905). Член объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок Союза русских художников (1903–1910). Испытала влияние французского постимпрессионизма, символизма, мастеров японской гравюры. Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро); также много работала в технике акварели. Главная тема творчества – виды Санкт-Петербурга и его пригородов: циклы гравюр для журнала «Мир искусства» по заказу С. П. Дягилева (1901), «Виды Петербурга» (1908–1910), «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах» (1922–1923) и др.
Константин Сомов. Портрет А. П. Остроумовой. 1901
1
2
3