Гердт Павел Андреевич
Гердт Па́вел Андре́евич (Pavel Gerdt; Павел Андреевич Герт, Pavel Gerth; Пауль Фридрих Гердт, Paul Friedrich Gerdt) [22.11(4.12).1844, деревня Волынкина Санкт-Петербургской губернии, ныне в черте г. Санкт-Петербург – 30.7(12.8).1917, Ваммельсуу Выборгской губернии, ныне Серово, в черте г. Санкт-Петербург; похоронен в Петрограде, ныне Санкт-Петербург, на Смоленском лютеранском кладбище], российский артист балета, педагог, солист Его Императорского Величества (1901).
Родился в семье выходцев из Саксонии. В 1864 г. окончил Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги А. И. Пименов, Ж.-А. Петипа, М. И. Петипа, Х. П. Иогансон). В 1858 г., ещё будучи учеником, выступил в балете «Крестьянская свадьба» Я. Стефани.
С 1860 г. в Мариинском театре. Один из лучших классических танцовщиков петербургской сцены, драматически одарённый артист, выдающийся мимист, Гердт обладал выигрышной сценической внешностью, пластической выразительностью. «Красивый, великолепно сложенный, грациозный, изящный, он никогда не был исключительным виртуозом. Я смутно его помню как танцора (был маленьким, когда он танцевал классику), но когда, уже будучи стариком, он танцевал небольшой кусочек в роли принца Дезире в "Спящей красавице", он был принцем, каких не бывало в действительности, о каких можно лишь мечтать в сказке. Когда он танцевал мазурку в опере "Жизнь за царя", это было красивее, шикарнее, раздольнее, чем самая настоящая мазурка самого лучшего польского танцора. Он был великолепным мимом. Исполняя самые разнообразные роли, всегда был хорош, всегда красив и убедителен в каждом созданном им характере. В преподавании он не был педантом, не очень держался правил, но когда сам "показывал", всегда выходило изящно. Я не помню, чтобы кто-нибудь имел такую походку. Когда он шёл, можно было получать удовольствие, глядя на его ноги. Можно было многому от него научиться, но надо было брать самому. Он не был педагог по природе, ни на чём не настаивал. У него надо было "уметь учиться", чтобы извлечь всю возможную пользу от этого воплощения изящества» (Фокин. 1981. С. 48). В течение 40 лет Гердт был партнёром ведущих артисток Мариинского театра. Его исполнительская манера надолго стала образцом мужского танцевального стиля. Создал различные по характеру образы – от напряжённо-драматических и лирико-романтических до острокомедийных: Конрад («Корсар» А. Адана), Оберон («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона), Абдерахман, Вакх («Раймонда», «Времена года» А. К. Глазунова). Первый исполнитель партий в балетах П. И. Чайковского – Дезире («Спящая красавица»), Принц Коклюш («Щелкунчик»), Зигфрид («Лебединое озеро»). Участник антрепризы С. П. Дягилева Русские сезоны (1909, 1910).
Выступал как хореограф: «Мнимые дриады» Ч. Пуньи (1899), «Искры любви» И. И. Чекрыгина (1900), «Жавотта» К. Сен-Санса (1902).
Закончил начатую Л. И. Ивановым постановку балета «Сильвия» Л. Делиба (1901). Работал в Мариинском театре до конца жизни, постепенно переходя на мимические и характерные роли (Гамаш – «Дон Кихот» Л. Минкуса).
В 1880–1904 гг. преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище.
Среди учеников: А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, А. Я. Ваганова, В. Д. Тихомиров.
Дочь – Е. П. Гердт.