Пето Дени
Пето́ Дени́ (франц. Denis Pétau; Дионисий Петавий, лат. Dionysius Petavius) (21.8.1583, Орлеан – 11.12.1652, Париж), французский богослов, историк, поэт, полемист, член ордена иезуитов. Наряду с Ж. Ж. Скалигером считается одним из создателей современной исторической хронологии. О детстве и юности Пето известно мало. Родился в семье торговца Жерома Пето, племянника известного учёного-эрудита и коллекционера рукописей Поля Пето (1568–1614), советника Парижского парламента (с 1588). Базовое образование Дени Пето получил в Орлеане, затем учился в Сорбонне, защитив диссертацию по классической словесности на греческом языке (1600), позднее там же изучал богословие. Был знаком со многими крупными учёными, в том числе с И. Казобоном, с которым переписывался по-гречески. Преподавал философию в Буржском университете (1602–1604). Летом 1604 г. рукоположен в субдиакона и получил должность каноника собора в Орлеане. Вернувшись в Париж, вступил в орден иезуитов (15 июля 1605). Пройдя курс богословия в иезуитском университете в Понт-а-Мусоне (1607–1609), преподавал риторику в иезуитских коллегиях в Реймсе (1609–1612) и Ла-Флеш (1612–1618). Затем переведён в Париж, где преподавал риторику (1618–1621) и теологию (1621–1644) в Клермонском коллеже (ныне лицей Людовика Великого). С 1624 г. и до конца жизни служил библиотекарем в этом коллеже. В 1629 г. получил приглашение короля Испании Филиппа IV занять место профессора греческой риторики в новой коллегии в Мадриде, но отказался, сославшись на состояние здоровья и неотложные научные занятия. В 1639 г. Пето также отклонил приглашение папы Римского Урбана VIII, который хотел, чтобы учёный переехал в Рим и стал кардиналом.
Как и многие другие эрудиты своего времени, Пето придавал большое значение публикации сочинений древних авторов. Еще до вступления в орден иезуитов он начал готовить новое издание трудов Синесия Киренского (опубликовано 1612, новые издания в 1631, 1633 и 1640), затем опубликовал труды философа 4 в. Фемистия (1613, новое издание 1618), императора Юлиана Отступника (1614, 2-е издание 1630), Епифания Кипрского (1622), также «Краткий хронограф» патриарха Никифора Константинопольского (1616) и антологию астрономических сочинений древнегреческих и византийских авторов «Уранологион» (1630), снабдив их ценными комментариями. Писал стихи на латыни, древнегреческом и древнееврейском языках (в том числе сделал поэтический перевод Псалтыри на греческий), трагедии на библейские и античные сюжеты, богослужебные тексты. Помимо этого, занимался в основном двумя научными проектами. Первый был связан с систематизацией хронологии, прежде всего античной. В 1627 г. опубликовал свой главный труд по хронологии «О доктрине времен» (De doctrina temporum), в котором едко полемизировал с трактатом гугенота Скалигера «Об исправлении времен» (1583). В целом труд Пето превосходил книгу Скалигера, хотя и следовал в проложенном тем русле. В 1628 г. Пето издал также «Хронологические таблицы королей, династий, городов и дел замечательных мужей» (Tabula chronologica summorum pontificum, imperatorum, regum, dynastarum, rerum, virorumque illustrium, 1628). Сокращенная версия трактата «О доктрине времён» под заглавием «Расчет времени» (Rationarium temporum, 1633) была переведена с латыни на основные европейские языки и переиздавалась (с дополнениями) как практическое пособие до 1849 г. Сам Пето ставил себе в заслугу то, что исправил порядка 8 тысяч ошибок в «Церковных анналах» Ц. Барония.
Второй проект Пето, которым он занимался последние 20 с лишним лет своей жизни, был нацелен на создание систематической истории христианского богословия. Первые три тома труда, названного им «Богословской догматикой» (Dogmata theologica), увидели свет в 1643 г. (на титульном листе стоит 1644), четвёртый (в двух частях) – в 1650 г. В ходе работы над этим капитальным сочинением Пето издал также ряд частных исследований, связанных с этой проблематикой: «О власти посвящать в сан» (De potestate consecrandi et sacrificandi sacerdotibus, 1639), «О церковной иерархии» (De ecclesiastica hierarchia, 1643), «О публичном покаянии и подготовке к причастию» (De la Pénitence publique et de la préparation à la communion, 1644), «О законе и благодати» (De lege et gratia, 1648), «О доктрине Блаженного Августина в интерпретации Тридентского собора (De Tridentini concilii interpretatione et sancti Augustini doctrina, 1649) и др. По плану сочинение должно было включать 10 трактатов, из которых Пето написал 5: о Боге и Его свойствах; о Троице; об ангелах; о творении мира; о Воплощении Христа. «Богословская догматика» не была чисто академическим сочинением; в ней немало полемики, как с католиками (в особенности сторонниками янсенизма), так и с протестантами, в том числе с Г. Гроцием. Этот труд остался незавершённым, тем не менее он стал большим событием, поскольку намного превосходил всё написанное в этом ключе ранее. Порывая с традицией схоластического богословия, Пето стремился опираться прежде всего на сочинения отцов Церкви и другие аутентичные тексты, рассматривая христианскую догматику как исторически развивающуюся систему. Чтобы оценить его труд по достоинству, следует иметь в виду, что Пето располагал очень несовершенными, часто неполными изданиями источников, причём некоторые сочинения были доступны ему только в переводах, необязательно качественных даже по критериям того времени. Недоставало ему и всевозможных справочников, без которых европейские ученые уже с 18 в. не мыслили свою работу.
В знак признания научных заслуг Пето в 1935 г. в честь него назван кратер Петавий на видимой стороне Луны.