Скалигер Жозеф Жюст
Ска́лигер Жозе́ф Жюст (Иосиф Юст) (франц. Joseph Juste Scaliger, лат. Josephus Justus Scaliger) (5.8.1540, Ажен, провинция Гасконь, ныне департамент Ло и Гаронна – 21.1.1609, Лейден, Республика Соединённых провинций, ныне Нидерланды), французский филолог, историк, комментатор античных текстов, один из основоположников современной хронологии.
Сын учёного, выходца из Италии, Юлия Цезаря Скалигера, вероятно, внук итальянского художника и картографа Бенедетто Бардоне (1450–1530). Основываясь на рассказах отца, Жозеф верил в то, что происходит из знатного рода делла Скала (Скалигеров), управлявших в 13–14 вв. Вероной. В 1552–1555 гг. учился в Коллеж-де-Гиени в Бордо, одном из лучших учебных заведений во Франции, затем был секретарём отца. После его смерти в 1558 г. поступил в Парижский университет, где в считанные месяцы изучил древнегреческий язык, затем, по совету известного филолога и астронома Г. Постеля (1510–1581), также древнееврейский и арабский. В 1562 г. Скалигер принял кальвинизм. В 1563–1567 гг. путешествовал по Италии, затем по Англии и Шотландии вместе со своим патроном, пуатевинским дворянином Луи де Шатенье, сеньором Ла-Рош-Позе. Вместе с ним с 1567 по 1570 гг. Скалигер участвовал в Религиозных войнах в Пуату. В 1570–1572 гг. по приглашению Ж. Кюжаса изучал право в университете Валанса. Получив известие о событиях Варфоломеевской ночи в Париже, бежал в Женеву, где стал профессором кальвинистской академии, читал лекции об Аристотеле и Цицероне. В 1574 г. вернулся в Пуату к Луи де Шатенье и следующие 19 лет жил во Франции. К тому времени относится большинство его публикаций: комментарии к трактату Марка Теренция Варрона «О латинском языке» (1565), к уцелевшим фрагментам сочинения «О значении слов» Секста Помпея Феста (1575), которые приоткрыли завесу над ранней историей латыни, к сочинениям Катулла, Тибулла и Проперция (1577), наконец, к «Астрономике» поэта Марка Манилия (1579). Изучение античной астрономии послужило прологом к главному делу жизни Скалигера – созданию единой хронологии древней истории, которая была представлена в трактате «Об исправлении времён» («De emendatione temporum»), изданном в Париже в 1583 г. Интерес Скалигера к хронологии подогревался, возможно, и активизировавшимися в те годы дискуссиями о несовершенстве юлианского календаря, приведшими в 1582 г. к переходу католического мира на григорианский календарь, но прямых подтверждений этому нет.
В 1590 г., после ухода в отставку знаменитого филолога Ю. Липсия с поста профессора истории, Лейденский университет предложил кафедру Скалигеру, но он отказался, тяготясь преподаванием (лекциям он предпочитал неформальные беседы) и, возможно, питая надежду на то, что приход к власти во Франции Генриха IV ознаменуется свободой мысли и расцветом наук. Год спустя из Лейдена пришло повторное приглашение с заверением, что Скалигеру не придётся преподавать и что он сможет полностью распоряжаться своим временем. Он принял это приглашение и в 1593 г. навсегда переселился в Лейден, где его встретили с почестями и сделали всё возможное, чтобы научная работа была продуктивной, а повседневная жизнь приятной и разнообразной. В этот последний период его жизни научный авторитет Скалигера достиг апогея. Он считался самым образованным человеком в Европе; его окружали действительно учёные коллеги и достойные ученики (в том числе Г. Гроций), жаждавшие его общества; его суждения и оценки, в том числе неверные, многими воспринимались как непреложная истина. В эти годы Скалигер продолжил прежние исследования и начал новые. Наибольшее внимание он уделял хронологии, которая в его понимании была тесно связана с астрономией; вслед за немецким учёным З. Кальвизием, с которым он находился в активной переписке, Скалигер активно использовал метод датировки событий по упоминаемым в источниках солнечным и лунным затмениям. При этом он считал неправильным сведе́ние древней истории к истории только греков и римлян и, насколько позволяла наука того времени, старался расширить её за счёт истории евреев (считавшейся ранее частью Священной истории), а также персов, египтян и вавилонян. С помощью астрономии Скалигер пытался связать их хронологические системы в единое целое. При том что в хронологии Скалигера допущено немало конкретных ошибок, обусловленных в основном общим уровнем науки его времени, предложенная им хронологическая система была колоссальным шагом вперёд по сравнению с предшествующим состоянием науки. Прежде, изучая историю Древнего мира, исследователи были вынуждены датировать события только согласно принятым в их источниках способам датировки. Скалигер продолжал работать над проблемами хронологии почти до конца жизни. Итогом этой работы стал увидевший свет в 1606 г. труд «Сокровищница времён» («Thesaurus temporum»).
В Лейдене Скалигер заметно расширил сферу своих научных интересов. Основываясь на латинском переводе Иеронима Блаженного и извлечениях из сочинений более поздних авторов, в том числе из открытой в 1599 г. И. Казобоном «Хроники» Георгия Синкелла, он занимался реконструкцией утраченного греческого оригинала «Хроники» Евсевия Кесарийского, что было важно для хронологического соотнесения событий из греческой, римской и ближневосточной истории. Выявленные фрагменты подлинного текста Евсевия были включены в «Сокровищницу времён». В 1594 г. вышел в свет трактат о вычислении квадратуры круга («Cyclometrica elementa duo»). В 1599 г. Скалигер написал трактат «Рассуждение о языках европейцев» («Diatriba de Europaeorum linguis», опубликован посмертно в 1610), в котором, по сути, впервые было сформулировано понятие языковой группы (в его терминологии – матрицы). Скалигер в целом правильно выделил в Европе 11 языковых групп, но, полагая, что все языки возникли после Вавилонского столпотворения на основе древнееврейского, он не увидел их родственные связи (они были установлены во 2-й половине 18 в. английским лингвистом У. Парсонсом) и потому не вышел на понятие «языковая семья». По инициативе Скалигера, и с его примечаниями и указателями, фламандец И. Грутер издал в 1602–1603 гг. двухтомное собрание эпиграфических надписей «всего римского мира» («Inscriptiones antiquae Totius orbis Romani, in corpus absolutissimum redactæ»). В 1606 г. Скалигер написал трактат «О монетном деле» («De re nummaria», опубликован посмертно в 1616), где доказывалась важность монет как исторического источника.
Скалигер интересовался различными сферами науки, но не во всех был одинаково сведущ, хотя и отказывался это признавать. Предложенное им значение числа π было менее точным, чем у Архимеда. Он не до конца понимал астрономические теории Н. Коперника и Т. Браге. Допускал немало ошибок в том, что касается хронологии и реалий древней истории, иногда в силу состояния тогдашней науки, иногда попросту потому, что излишне полагался на собственную память и допускал неточности, чего другим не прощал. Некоторые из предложенных Скалигером решений научных проблем основывались лишь на интуиции или субъективном видении проблемы. Он бывал резок и категоричен в оценках не только идей, но и людей и этим нажил себе немало врагов. Но в целом его репутация (как личная, так и научная) была очень высокой. Это раздражало его религиозных оппонентов, особенно из числа иезуитов, но Скалигер долго не давал им серьёзных поводов для критики. Его подвело тщеславие, а именно желание возвести свой род к средневековым правителям Вероны, которое он реализовал, опубликовав в 1594 г. «Письма о древности и великолепии рода Скалигеров и жизнеописание Жюля Сезара Скалигера» («Epistola de vetustate et splendore gentis Scaligerae, et Jul. Caes. Scaligeri vita»). В 1607 г. немецкий филолог и полемист К. Шоппе, протестант, принявший католицизм, и прежний поклонник Скалигера, издал объёмный труд с критикой этих претензий, названный им «Подложный Скалигер» («Scaliger hypobolymaeus»), в котором показал их необоснованность, в том числе отсутствие свидетельств, независимых от семейных преданий лейденского мудреца, о раннем этапе жизни его отца. В 1608 г. Скалигер ответил на критику опубликованной под псевдонимом статьёй «Опровержение глупейшей сказки о Бурдонах» («Confutatio stultissimae Burdonum fabulae»); Шоппе настаивал, что настоящая фамилия Скалигера – Бордоне, как и у его деда). В ней со свойственными ему блеском и дотошностью Скалигер указал на немалое количество огрехов в тексте Шоппе, но не смог разбить его доводы и доказать свою правоту. Эта книга была встречена без энтузиазма. Пять месяцев спустя Скалигер скончался. С 2000 г. в Лейденском университете действует Институт Скалигера, занимающийся изучением специальных собраний университета (рукописей и архивов).