Казобон Исаак
Казобо́н Исаа́к (франц. Isaac Casaubon, лат. Hortusbonus, Misoponerus) (18.2.1559, Женева –1.7.1614, Лондон), филолог-классик, переводчик и комментатор античных текстов.
Родился в семье французского пастора-гугенота, бежавшего в Женеву от религиозных преследований. В 1562 г. семья вернулась во Францию и обосновалась в городе Крест (провинция Дофине, ныне департамент Дром). Получил домашнее образование, в том числе выучил древнегреческий язык, которому Казобона обучал отец. В 1578 г. поступил в Женевский университет, где продолжил изучение классических языков и классической литературы, преимущественно древнегреческой. Его наставником был уроженец Крита итальянец Франческо Порто (Портус), прославившийся переводами и комментариями греческих текстов, в основном языческих авторов. После его смерти Казобон с 1581 г. до 1596 г. занимал кафедру профессора греческого языка в том же университете. Вторым браком женился на Флоранс (около 1568 – 1636), дочери Анри Этьена (1528 или 1531 – 1598), знаменитого женевского типографа и знатока древних языков, подготовившего, в частности, 5-томный словарь древнегреческого языка. В браке родилось 17 детей, наибольшую известность из них приобрёл Мерик Казобон (1599–1671), филолог-классик и англиканский священник.
С 1583 г. Казобон стал публиковать комментарии к сочинениям античных авторов (в том числе Диогена Лаэртия и Вергилия), затем новые комментированные издания античных авторов, в том числе Страбона (этим изданием Казобон в дальнейшем был недоволен), македонского писателя 2 в. Полиэна (1589), Теофраста (1592), Афинея (1598). Известность Казобона росла, он познакомился со многими именитыми учёными, как католиками, так и протестантами, в частности с Ж. О. де Ту и Ж. Ж. Скалигером (чьи идеи по созданию глобальной исторической хронологии он поддерживал), переписывался с Ю. Липсием. Жизнь в Женеве тяготила Казобона из-за бедности местных библиотек и финансовых затруднений. Благодаря приобретённым контактам в 1596 г. он получил пост профессора словесности в университете Монпелье, но там ему тоже платили недостаточно, и уже в 1599 г. Казобон оставил кафедру. В 1600 г. французский король Генрих IV предложил ему пенсию и пригласил в Париж. В 1604 г. Казобон получил вдобавок должность заместителя королевского библиотекаря, что позволило ему не думать о другом заработке и погрузиться в работу с древними текстами. Он издал латинский исторический труд 4 в. «Scriptores Historiae Augustae» (1603), «Сатиры» Персия (1605), частично «Всеобщую историю» Полибия (1609), опубликовал труды об Афинее («Animadversionum in Athenaei Dipnosophistas libri XV. Lyon, 1600») и об античной сатире («De satyrica Graecorum poesi et Romanorum satira. Paris, 1605»). Несмотря на прочное положение и международную известность (Казобона называли самым образованным человеком Европы после Скалигера), эти годы были не самыми простыми в его жизни. Гугеноту в то время было нелегко жить в Париже. Он не мог рассчитывать на университетскую карьеру. Католики, в том числе король, убеждали его принять католицизм, протестанты подозревали в склонности к ренегатству; сам Казобон тяготился ригоризмом как кальвинизма, так и католицизма и искал в религии средний путь.
Когда после убийства Генриха IV в 1610 г. во Франции взяли верх ультрамонтаны, Казобон принял приглашение архиепископа Кентерберийского Р. Банкрофта (на кафедре в 1604–1610) приехать в Англию, с учёными которой уже давно поддерживал деловые связи. В частности, Казобон консультировал создателей английского перевода Священного Писания (т. н. Библии короля Якова). Король Яков I Стюарт принял его с почестями, назначил щедрую пенсию и часто приглашал для бесед, многие англиканские епископы и другие важные персоны тоже демонстрировали своё уважение и расположение и побуждали написать труд о королевской супрематии (главенстве над Церковью). В 1611 г. Казобон принял английское подданство; фактически он принял и англиканство, оказавшееся близким ему по идеологии. Вместе с тем своим в Англии он не стал, прежде всего потому, что не говорил по-английски. Это, в частности, не позволило ему войти в круг таких антикваров-мирян, как Р. Коттон и У. Камден (что, однако, не помешало ему поддерживать добрые отношения с Дж. Селденом). Сказались и различия в увлечениях: в отличие от английских учёных, Казобон почти не интересовался историей Средневековья. Работа над ответом на «Церковные анналы» кардинала Ц. Барония, которым ему пришлось заняться по просьбе англиканских епископов, его утомляла; впрочем, в ходе этой работы он кардинально пересмотрел датировку Герметического корпуса, убедительно показав, что эти тексты были созданы не ранее 3 в. Многим представителям английской элиты, не исключая и некоторых прежних друзей Казобона, не понравилась его близость к Якову I. С другой стороны, на континенте нашлось немало людей, заявивших, что Казобон продал убеждения за английские деньги.
Казобон умер в 1614 г. от болезни мочевого пузыря, возможно, усугублённой депрессией. Похоронен в «Уголке поэтов» Вестминстерского аббатства. Некоторые его сочинения, в том числе незаконченный ответ Баронию («De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes XVI. London, 1614»), были опубликованы посмертно. Обширная библиотека Казобона (включая большое число книг с его заметками) ныне в основном хранится в Британской библиотеке, собрание рукописей разделено между Бодлианской библиотекой (Оксфорд), Кембриджской университетской библиотекой и Британской библиотекой, личный архив и дневники – в архиве собора в Кентербери.