Индонезия. История. История Индонезии с начала новой эры
Исто́рия Индоне́зии с нача́ла но́вой э́ры, история Индонезии, государства в Юго-Восточной Азии, с начала новой эры до периода современности.
Средние века
Во 2–1-м тыс. до н. э. австронезийцы, продвигаясь с востока на запад, окончательно заселили Малайский архипелаг. Островная часть Юго-Восточной Азии (Суматра, Ява, Калимантан) стала важной зоной межконтинентальных коммуникаций, торговых и культурных контактов. Возникли протогосударства-вождества, объединённые культом священных регалий. Генезис государственности на рубеже новой эры стимулировал целенаправленное заимствование местной элитой индийской культуры, прежде всего индуизма и буддизма, а также языка священных текстов – санскрита и др. Древнейшие политии возникли в прибрежных районах: Явы – государства Тарума (Западная Ява), Калинга (Центральная Ява); Восточного Калимантана – Мулавармана; Суматры – Малайю, а также Шривиджая, от которого до нас дошли первые письменные памятники на местных языках (683–686 н. э.). В вассальной зависимости от Шривиджаи, контролировавшей морские пути между Китаем и Индией, находились государства, расположенные на восточном побережье Суматры (Цзяньби, Ламбри), п-ове Малакка (Кедах, Лангкасука, Тамбралинга, Фолоань) и Западной Яве (Сунда). В отличие от более ранних малайских государственных образований в Шривиджае утвердился не индуизм, а буддизм махаяны. Правитель Шривиджаи, именовавшийся дапунта хиянг или хаджи, обладал не только светской, но и сакральной властью.
На Яве первые государственные образования возникли в центральной части острова, где в 8 – начале 9 вв. утвердились в качестве правящих шривиджайская династия Шайлендра, покровительствовавшая буддизму, и яванская шиваитская династия Санджая, создавшая в начале 8 в. первое централизованное яванское государство Матарам, а также, видимо, ещё одна шиваитская династия, основатель которой был правителем княжества Халу. Изгнание династии Шайлендра с Явы в середине 9 в. сопровождалось вытеснением малайского языка и санскрита из эпиграфики, на смену буддизму пришёл шиваизм.
Правителя (рату) государства Матарам выдвигали из своей среды князья-рака. Правивший в 855–885 гг. рака княжества Кайюванги по имени Пу Локапала в 873 г. принял титул махараджи, централизовал раздачу земель и иммунитетов. При нём делопроизводство было реорганизовано и стало вестись на медных табличках (ранее записи наносились на каменные стелы). Воцарившийся в 898 г. махараджа Балитунг включил в состав Матарама Восточную Яву. В 1-й половине 10 в. при Синдоке центр государства был перенесён на восток, началась кодификация законов, санскритские тексты переводились на древнеяванский язык (кави). Постепенно освоив долину судоходной реки Брантас, Матарам получил выход к морю и вступил в соперничество с Шривиджаей за гегемонию на архипелаге. Война между ними в конце 10 – начале 11 вв. закончилась победой Шривиджаи и гибелью матарамского правителя. Однако в середине 1020-х гг. в борьбе за контроль над торговыми путями в Юго-Восточной Азии Шривиджая потерпела поражение от тамильского государства Чола. Воспользовавшись этим, Аирлангга (из рода вице-правителей о. Бали) восстановил могущество Матарама.
Ведущую роль в социальной жизни Матарама играла земледельческая община (вануа), управлявшаяся старейшинами (рама). Каждый полноправный яванец, независимо от титула и должности, считался членом определённой общины (анак вануа). Неземледельческие слои (купцы, ремесленники и др.) не были полноправными, не считались общинниками и объединялись понятием «податные» (килалан).
В 1040-х гг. Аирлангга разделил Матарам между сыновьями на два царства – Джанггала и Панджалу, между которыми вскоре началась борьба за гегемонию. Панджалу, принявшее впоследствии название Кедири, одержало победу и, как утверждают источники, при царе Бамешваре (1116–1130) объединило Восточную Яву. При Джайябхайе (1130–1150-е гг.) Кедири достигло своего расцвета, развивалась литература («Арджунавиваха» Пу Панулуха, «Бхаратаюддха» Пу Панулуха и Пу Седаха и др.). В 1222 г. после восстания Кен Ангрока гегемония перешла к государству Тумапель (древнее название Сингасари). Кедирийская династия продолжала управлять своими землями на условиях вассалитета. В 1254 г. соправителем, а в 1268 г. единоличным правителем Сингасари стал Кертанагара. Он вёл активную внешнюю политику, подчинил, помимо Явы, о-ва Мадура и Бали, государство Малайю и, возможно, некоторые другие территории. В 1292 г. Кертанагара был убит восставшим царём Кедири Джаякатвангом, который стал правителем Восточной Явы. В 1293 г. укрывшийся на Мадуре зять Кертанагары – раден (принц) Виджая с помощью монгольско-китайского экспедиционного корпуса отвоевал престол, а затем вытеснил с Явы недавних союзников и, приняв имя Кертараджаса Джаявардхана, стал основателем и правителем нового государства – Маджапахит. При нём и его сыне и преемнике, Джаянагаре, в стране произошло несколько восстаний. Положение стабилизировалось после того, как в 1334 г. высшим сановником (мапатихом) стал Гаджа Мада, пребывавший на этом посту до 1364 г., сначала при внучке Кертанагары – Трибхуване (1329–1351; правила от имени своей принявшей монашество матери Гайятри), а затем при её сыне Хаям Вуруке (1351–1389). Началась территориальная экспансия, целью которой было объединение Нусантары («Внешние острова» – по отношению к Яве) под властью Явы. Маджапахит подчинил о-ва Бали и Сумбава, ряд областей Калимантана, Сулавеси, п-ова Малакка, а также Центральной и Южной Суматры, где воцарился яванский ставленник Адитьяварман, и др.
В 13–14 вв. центрами развития малайской государственности и культуры становятся Малайю и княжество Пасей на Суматре. Индуизированные государства существовали также на о-вах Сулавеси, Калимантан, Бали.
В 14 в. экономическая и политическая ситуация на Яве изменилась. Развитие товарно-денежных отношений привело к постепенному распаду общины. Исчезло понятие анак вануа, выделилось привилегированное сословие панджи, сформировались слои крупных землевладельцев – ханден (благородные, знатные) и акуву (владельцы замков), рядовых крестьян (рама, тхани, саме и др.) и зависимых (кавула, бхертья).
В 15 в. в Нусантаре и на Яве усилились центробежные тенденции. Маджапахит долгое время боролся с коалицией мусульманских государств северного побережья Явы (Демак, Гресик и др.), но потерпел поражение (с 1530-х гг. в источниках более не упоминается). Маджапахитская знать эмигрировала на Бали, где древнеяванский язык сменил балийский в качестве литературного. На небольших островах близ о. Хальмахера возникли мусульманские султанаты Тидоре и Тернате с папуасоязычным населением, сумевшие подчинить богатые пряностями острова Восточной Индонезии.
С конца 13 в. в приморских областях, тесно связанных с мусульманской Индией и арабо-персидским миром, начал распространяться ислам, к 17 в. постепенно вытеснивший индуизм и буддизм.
Колониальный период
В 1511 г. португальцы захватили Малакку, в 1512 г. появились на Молуккских островах и установили контроль над вывозом пряностей, а затем над торговыми путями в Индонезию. В 1521 г. с утверждением португальцев в княжестве Пасей на Северной Суматре возник султанат Аче, который добился контроля над Малаккским проливом. Особенно усилился Аче при султане Искандаре Муда. К концу 16 в. борьба между княжествами, на которые распался Маджапахит, завершилась возвышением государства Матарам. Расцвет Матарама пришёлся на годы правления султана Агунга, объединившего бо́льшую часть Центральной и Восточной Явы. С 1596 г. началось проникновение в Индонезию нидерландцев. Главным орудием их экспансии стала основанная в 1602 г. объединённая Нидерландская Ост-Индская компания (НОИК), вытеснившая из Индонезии португальцев и попытавшихся закрепиться в архипелаге в начале 17 в. англичан. Опорным пунктом НОИК стала Батавия (ныне Джакарта), основанная в 1619 г. генерал-губернатором Я. П. Куном. В результате трёх т. н. молуккских войн (1635–1638, 1650–1656, 1679–1683) и по Бонгайскому договору (1667) с султанатом Гова на Сулавеси НОИК добилась торговой монополии на островах архипелага. В 1677 г., воспользовавшись ослаблением княжества Бантам (Бантен) и государства Матарам, НОИК приступила к территориальным захватам на Яве. В 1684 г. Бантам признало верховенство НОИК, а в ходе Яванских династических войн НОИК распространила свою власть на всю Яву. Территории Матарама в центральной части Явы, разделённые на княжества Суракарта и Джокьякарта, стали вассалами компании.
Индонезийцы оказывали сопротивление колонизаторам. Антиколониальная борьба переплеталась с антифеодальными выступлениями и усобицами в правящих домах: восстания султана Хасануддина в Макасаре (1666–1667), Трунаджая (1674–1679), Сурапати и его сыновей (1685–1719) на Яве. В 17–18 вв. сложилась система колониального управления Индонезии. Компания контролировала страну через прежних феодальных владетелей (именовались регентами), установила торговую монополию, натуральный налог (контингент) в пользу компании, ввела систему принудительных поставок (леверенсий) традиционных сельскохозяйственных культур, насильственно внедряла новые культуры (главным образом кофе), пользовавшиеся спросом на мировом рынке. В основе системы нидерландского колониального господства в Индонезии лежала государственно-крепостническая эксплуатация местного населения при сохранении традиционной структуры местного общества.
В 18 в. начался упадок НОИК, связанный прежде всего с ослаблением международных позиций Нидерландов. В результате англо-голландской войны 1780–1784 гг. НОИК потеряла фактории на западном берегу Суматры и свой основной опорный пункт в этом районе – Паданг. Морская блокада, установленная англичанами, прервала связь Индонезии с Европой и привела к возникновению у компании большой задолженности. После подчинения Нидерландов Францией в 1795 г. их колонии стали объектом англо-французского соперничества, что ускорило крах НОИК. В 1799 г. она прекратила своё существование, в 1800 г. управление Индонезии перешло к профранцузскому нидерландскому правительству. В 1807–1811 гг. генерал-губернатором Нидерландской Индии был Х. В. Данделс. В 1811 г. Индонезию захватили англичане. Британский губернатор Т. С. Рафлс (1811–1816) пытался провести на Яве реформы фритредерского характера (отмена принудительных поставок, введение земельного денежного налога, поощрение частного предпринимательства и торговли, реорганизация судебной системы). По соглашению 1814 г. Великобритания возвратила Индонезию Нидерландам (1816), что было подтверждено Лондонским договором от 17 марта 1824 г.
Восстановление нидерландского господства, сопровождавшееся усилением эксплуатации и нажимом на правящие слои, вызвало мощное антиколониальное восстание – Яванскую войну 1825–1830 гг. под руководством Дипонегоро. Ценой огромных усилий колониальным властям удалось подавить восстание, вновь взять под свой контроль Молуккские о-ва, Палембанг (Суматра), Южный Сулавеси. Западная Суматра была покорена в ходе длительной войны падри (1821–1837).
В 1830 г. введена «система принудительных культур», которая предусматривала замену земельного налога разведением экспортных культур (кофе, сахарный тростник, индигофера для получения индиго, табак и др.) и их продажу администрации по низким фиксированным ценам, а также работу на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции. Жестокая эксплуатация деформировала социальную и экономическую структуру яванской деревни, обрекла крестьян на обнищание и окончательно превратила феодалов в чиновников колониальной администрации. Усилились позиции китайских посредников – торговцев и ростовщиков. Доступ частному капиталу, включая нидерландский, в Индонезию был закрыт.
По т. н. Аграрному закону и Сахарному закону, принятым в 1870 г., бо́льшая часть земель в Индонезии, за исключением т. н. частных, перешла в собственность государства и стала сдаваться в аренду отдельным лицам и компаниям по льготным ценам. За крестьянами признавалось право наследственного владения при условии уплаты земельного налога. Были снижены таможенные пошлины. В конце 19 в. нидерландское правительство начало проводить в Индонезии политику «открытых дверей», благодаря чему в страну устремился частный иностранный капитал. Возникли акционерные общества и компании, объединявшиеся в синдикаты, в основном в горнодобывающей промышленности и плантационном хозяйстве. В начале 20 в. в Индонезии была создана крупнейшая англо-нидерландская нефтяная монополия Royal Dutch Shell. Развитие товарно-денежных отношений в сочетании с аграрным перенаселением вело к обезземеливанию и пауперизации крестьянства, широкое распространение получила кабальная аренда при сохранении полуфеодальных отношений в деревне. На иностранных предприятиях постепенно складывался индонезийский промышленный пролетариат, который концентрировался на Яве (в Батавии, Семаранге и Сурабае) и на нефтяных промыслах Нусантары (Суматра и Калимантан). Слабая национальная буржуазия, формировавшаяся с начала 20 в. из числа владельцев мелких мануфактур и кустарно-ремесленных мастерских, столкнулась с конкуренцией нидерландского и компрадорского китайского капитала.
В конце 19 – начале 20 вв. продолжалось завоевание Нидерландами сохранявших независимость территорий Малайского архипелага. Упорное сопротивление колонизаторам в 1873–1913 гг. оказал султанат Аче. В 1894 г. Нидерланды подчинили себе о. Ломбок, в 1906 г. – о. Бали. К 1913 г. окончательно сформировались границы Нидерландской Индии. Прежние договоры были заменены «Кратким заявлением», по которому местные князья и вожди признали суверенитет нидерландской колониальной администрации и обязались беспрекословно выполнять все её распоряжения. Резкое падение уровня жизни крестьянства, потребность административных органов и иностранных предприятий в служащих из местного населения, а также стремление сгладить противоречия колониального общества стали причиной введения «Этического курса», содействовавшего развитию образования и здравоохранения и появлению прослойки новой местной интеллигенции.
С начала 20 в. шло формирование единой индонезийской нации, чему в немалой степени способствовали фактически моноконфессиональный состав населения архипелага (90 % проживавших в Индонезии были мусульманами) и превращение малайского языка в язык межнационального общения. Определённое влияние на развитие этих процессов оказали национально-освободительные движения в Азии. В 1908 г. нидерландские и индонезийские служащие и рабочие сформировали в Семаранге первый профсоюз. Деятельность индонезийских просветителей конца 19 – начала 20 вв. (Раден Адженг Картини и др.) способствовала становлению индонезийского национального самосознания. В мае 1908 г. под руководством либералов Радена Сутомо, Вахидина Судирохусодо и Чокроаминото была создана национальная организация «Буди утомо», носившая культурно-просветительный характер. Возникший в 1911 г. на Яве «Союз исламских торговцев» превратился в 1912 г. в массовую организацию «Сарекат ислам». Вопрос о независимости Индонезии впервые поставила Индийская партия, созданная в 1912 г. т. н. индоевропейцами, или индо (лица, рождённые в смешанных браках европейцев с индонезийками).
В годы Первой мировой войны, вызвавшей ухудшение положения населения Индонезии, произошла радикализация «Сарекат ислама», чему способствовало укрепление позиций национальной буржуазии и массовые крестьянские выступления. Колониальная администрация пошла на некоторые уступки, объявив выборы в муниципальные советы и пообещав сформировать фольксраад (Народный совет – совещательный орган при генерал-губернаторе). После войны, в определённой степени под влиянием Октябрьской революции 1917 г. в России, произошёл подъём национально-освободительного движения. Левые политические силы Индонезии объединились вокруг созданного ещё в 1914 г. Индийского социал-демократического союза (ИСДФ), который в 1917 г. вошёл в «Сарекат ислам». В 1918 г. состоялся 3-й национальный конгресс «Сарекат ислама», который потребовал для Индонезии самоуправления. С лозунгом независимости страны выступила созданная в 1919 г. Национальная индийская партия, которую возглавлял Суварди Сурьянинграт. Возникло массовое организованное рабочее движение, в 1919 г. – общенациональный профсоюзный центр. Одновременно нарастали противоречия внутри «Сарекат ислама», где образовалось умеренное крыло во главе с Агус Салимом и Абдул Муисом, выражавшее интересы национальной буржуазии. 23 мая 1920 г. основана Коммунистическая партия Индонезии (КПИ), которая из-за идеологических противоречий вышла в 1923 г. из «Сарекат ислама» и в 1924 г. образовала организацию «Сарекат ракьят» (Союз народа). В начале 1920-х гг. активизировалось забастовочное движение. В обстановке усиливавшихся репрессий колониальных властей и раскола национально-освободительного движения в ноябре 1926 г. в Батавии и в западных районах Явы, а в январе 1927 г. на западе Суматры произошли вооружённые восстания под руководством КПИ. После их подавления компартия и профсоюзы в Индонезии были запрещены.
В межвоенный период в Индонезии усилился приток иностранного капитала. В добывающей промышленности и плантационном хозяйстве был создан мощный иностранный сектор. К концу 1930-х гг. на долю Индонезии приходилось 9/10 мирового экспорта коры хинного дерева, 1/3 каучука, копры и пальмового масла, 1/5 чая и оловянных руд и 1/10 сахара. Экономика страны была поставлена в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. привёл к снижению спроса на индонезийскую экспортную продукцию, сокращению плантационного производства и закрытию многих предприятий (из 178 сахарных заводов было закрыто 140, производство сахара сократилось почти в 6 раз), стал причиной возникновения массовой безработицы и ухудшения положения широких слоёв населения.
После разгрома КПИ руководство национальным движением перешло к демократам. Встал на революционные позиции «Перхимпунан Индонесиа» (Индонезийский союз) во главе с Мохаммадом Хаттой, созданный студентами-индонезийцами в Нидерландах. В 1927 г. инженер Сукарно основал в Бандунге Национальную партию Индонезии, целью которой стало достижение независимости. В 1929 г. Сукарно и ряд его соратников были арестованы по обвинению в подготовке вооружённого восстания. В 1930 г. Национальная партия объявила о самороспуске, но уже в 1931 г. возродилась под названием Партия Индонезии (Партиндо). Оживилось рабочее и крестьянское движение (восстание военных моряков на броненосце «Семь провинций» в 1933). В 1933 г. Сукарно в своей работе «За свободную Индонезию» сформулировал основные принципы мархаэнизма, ставшего идеологией индонезийского национализма. Нежелание нидерландских властей идти на уступки национальному движению вызвало оппозицию даже лояльно настроенных индонезийских партий и организаций. В 1937 г. были созданы левая национальная партия «Геракан ракьят Индонесиа» (Гериндо; Движение индонезийского народа), а в 1939 г. – «Габунган политик Индонесиа» (ГАПИ; Индонезийский политический союз), требовавшие внутреннего самоуправления, созыва парламента и предоставления индонезийскому народу широких демократических прав. Одновременно с усилением в метрополии угрозы фашизма, связанной с деятельностью партии А. А. Мюссерта, проживавшими в Индонезии нидерландцами в 1937 г. были основаны фашистский союз НИФО и Фашистская уния.
С началом Второй мировой войны регион Юго-Восточной Азии оказался в сфере экспансионистских интересов Японии. С 1940 г. Токио начал настойчиво требовать расширения поставок индонезийских товаров, жизненно необходимых для развития экономики Японии, – олова, каучука, нефти и др. После оккупации Нидерландов гитлеровской Германией в Лондоне было сформировано нидерландское эмигрантское правительство, которое в своей деятельности опиралось на колонии. Оно заключило союз с Великобританией и в декабре 1941 г. объявило войну Японии. 10 января 1942 г. японский морской десант высадился на восточном побережье Калимантана, а воздушный – на севере Сулавеси. 9 марта 1942 г. нидерландская колониальная администрация в Индонезии подписала акт о капитуляции. В Индонезии был установлен японский оккупационный режим, распущены все политические партии и организации. Только в 1943 г. японцы разрешили создание двух политических организаций: «Пусат тенага ракьят» (Путера; Центр народных сил) во главе с освобождёнными из заключения Сукарно и М. Хаттой и «Пембела танах аир» (ПЕТА; Добровольческая армия защитников отечества) с индонезийцами на руководящих должностях. Антияпонское движение сопротивления приняло в Индонезии форму крестьянских восстаний (произошли на Яве, Суматре и Сулавеси); были созданы подпольные организации, ведущую роль в которых играли левые националисты и коммунисты. В марте 1945 г. в условиях назревавшего военного поражения японцы пошли на уступки в вопросе о суверенитете Индонезии и разрешили создание Комитета по изучению вопроса о независимости (БПКИ). 1 июня 1945 г. на заседании БПКИ в программной речи «Рождение Панча сила» (см. «Панча сила») Сукарно сформулировал пять принципов независимости страны: национализм, интернационализм, демократия, социальная справедливость, веротерпимая религиозность. Они стали платформой объединения всех патриотических сил Индонезии. 7 августа 1945 г. БПКИ был преобразован в Комиссию по подготовке независимости, которую возглавил Сукарно. 17 августа 1945 г. после капитуляции Японии он выступил с Декларацией независимости, началась Августовская индонезийская революция 1945 г.
История Индонезии в 1945–2004 гг.
18 августа 1945 г. была принята конституция, в соответствии с которой Индонезия была объявлена президентской республикой (президентом избран Сукарно, вице-президентом – М. Хатта). Нидерланды и Великобритания не признали независимое индонезийское государство и в сентябре 1945 г. высадили на его территории свои войска. В январе 1946 г. правительство Сукарно было вынуждено переехать из Джакарты в Джокьякарту, которая на время стала столицей Индонезии. В стране развернулось мощное антиколониальное движение. В то же время обострились противоречия между различными политическими группировками. В 1948 г. на Восточной Яве войска, находившиеся под влиянием коммунистов, выступили против правительства Сукарно (Мадиунские события). Антиколониальная война завершилась подписанием в Гааге в ноябре 1949 г. соглашения о признании Нидерландами суверенитета Соединённых Штатов Индонезии под эгидой нидерландской короны в составе Нидерландско-индонезийского союза. К августу 1950 г. Индонезия стала унитарным государством и по конституции того же года – парламентской республикой. На первых парламентских выборах в 1955 г. большинство голосов получили Национальная партия, мусульманские партии Машуми и «Нахдатул улама» и КПИ. Отсутствие опыта парламентской демократии, разрастание бюрократического аппарата, частая смена кабинетов стали причиной разочарования населения в парламентской системе. В 1956–1957 гг. активизировались сепаратистские выступления на Суматре и Сулавеси, возглавляемые местными военачальниками. Однако они не были поддержаны армией. Внутриполитический кризис дал толчок реформированию политической системы Индонезии. В 1957 г. Сукарно выступил с концепцией «направляемой демократии», которая была претворена в жизнь к 1959 г., когда страна вернулась к Конституции 1945 г., предусматривавшей наделение президента широкими полномочиями.
Правительство независимой Индонезии заявило о приверженности активной и независимой внешней политике, неприсоединении к военно-политическим блокам и поддержке антиимпериалистической и антиколониальной борьбы. Индонезия стала одним из инициаторов созыва Бандунгской конференции 1955 г., на которой были выработаны принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социальным строем. Успешно развивались отношения Индонезии с социалистическими странами. Начиная с 1956 г. Сукарно четырежды посетил СССР, который оказал Индонезии большую помощь в модернизации вооружённых сил, строительстве ряда промышленных предприятий, поддержал в борьбе за освобождение западной части о. Новая Гвинея (Западный Ириан), которая удерживалась Нидерландами. Охлаждение советско-индонезийских отношений произошло в 1963–1964 гг. в связи с усилением прокитайской ориентации политики правительства Сукарно и после ряда недружественных акций правительства Индонезии в отношении СССР. В 1963 г. Индонезия провозгласила политику «противостояния» планам создания Федерации Малайзии, что резко обострило обстановку в регионе. В связи с избранием Малайзии в Совет Безопасности ООН Сукарно объявил в январе 1965 г. о выходе Индонезии из этой организации (вновь вошла в ООН в 1966).
Созданная Сукарно политическая система была внутренне противоречивой. Провозгласив идеалы национального единства и социальной справедливости, борьбы против империализма, «направляемая демократия» оказалась неспособной выработать реалистичную программу их осуществления. Планы развития не обеспечивались адекватным финансированием. Национализация иностранной собственности привела к спаду производства и инфляции; в стране возникла безработица, усилилась коррупция. Закон 1960 г. об аграрной реформе, ограничивший арендную плату и определивший максимальные размеры земельной собственности в соответствии с плотностью населения и качеством земли, не выполнялся, что привело к ухудшению положения сельского населения. Нарастала оппозиция президенту со стороны правых сил (командование армии во главе с генералом А. Х. Насутионом, коррумпированное чиновничество, крупные и средние землевладельцы). В ночь на 1 октября 1965 г. группа левых офицеров арестовала и казнила шесть видных генералов сухопутных войск, обвинив их в заговоре против Сукарно, и объявила о переходе власти к Революционному совету. Однако контроль над положением в стране взяли военные, возглавляемые командующим силами стратегического резерва генералом Сухарто. Движение было объявлено контрреволюционным и разгромлено. В подготовке «антисукарновского заговора» правые силы обвинили КПИ. В стране развернулся террор против коммунистов и других левых, в результате которого, по различным данным, погибло от 500 тыс. до 3 млн человек.
В марте 1967 г. Временный народный консультативный конгресс лишил Сукарно президентского мандата и назначил Сухарто исполняющим обязанности президента, а в марте 1968 г. – президентом Индонезии. Установленный Сухарто политический режим («Новый порядок») опирался на армию (офицеры заняли ключевые позиции в государственном аппарате) и Партию функциональных групп (Голкар). Провозгласив лозунг «Стабильность во имя развития», власть жёстко ограничила все виды политической деятельности. Была разрешена деятельность только трёх партий: Голкар, Партии единства и развития (ПЕР), Демократической партии Индонезии (ДПИ). Правительство создало максимально благоприятные условия для иностранных инвесторов. Существенные сдвиги произошли в экономике, темпы роста достигали 7–8 % в год. Значительно вырос экспорт, прежде всего за счёт увеличения вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Сократилось число лиц, живущих за чертой бедности. Значительный прогресс был достигнут в области образования. Однако экономический рост сопровождался серьёзными социальными деформациями, пауперизацией сельского населения и ростом безработицы. Нарастала социальная напряжённость, сочетавшаяся с протестом против засилья иностранного капитала, коррупции, разрушения традиционных культурных ценностей и всевластия армии. Возросла роль исламских организаций и обществ как выразителей оппозиционных настроений.
В области внешней политики руководители «Нового порядка» отошли от радикального антиимпериализма Сукарно, не отказываясь от принципов неприсоединения и диверсификации внешних связей. Индонезия стала членом созданной в 1967 г. АСЕАН. В декабре 1975 г. Индонезия предприняла попытку аннексировать Восточный Тимор и ввела на его территорию свои войска, а в июле 1976 г. объявила его 27-й провинцией страны. Оккупация Индонезией Восточного Тимора вызвала протест мирового сообщества. В конце 1970-х гг. Индонезия выступила с антивьетнамских позиций в связи с событиями в Камбодже и с антисоветских – в связи с событиями в Афганистане. Тенденция к нормализации отношений между Индонезией и СССР наметилась лишь в конце 1980-х гг., свидетельством чего стал визит Сухарто в Москву в сентябре 1989 г.
Изменения в индонезийском обществе (рост среднего класса, повышение образовательного уровня и информированности населения) требовали реформирования политической системы. Однако любые инициативы в этом направлении наталкивались на сопротивление военной и гражданской бюрократии. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии 1997 г. нанёс тяжёлый удар по экономике Индонезии. Значительно увеличился государственный долг, усилилась инфляция, резко снизился уровень жизни населения, что стало причиной антиправительственных выступлений, сопровождавшихся актами насилия и вандализма. 21 мая 1998 г. Сухарто под влиянием массовых выступлений населения Джакарты и других городов был вынужден сложить с себя полномочия президента. Народный консультативный конгресс передал власть в стране вице-президенту Бахаруддину Юсуфу Хабиби, который осуществил ряд реформ, открывших путь к демократизации политической жизни страны. Была обеспечена свобода слова, печати, разрешено создание политических организаций, индонезийские войска выведены из Восточного Тимора, началась подготовка конституционной реформы. 20 октября 1999 г. президентом был избран видный мусульманский деятель Абдуррахман Вахид, вице-президентом – председатель Демократической партии Индонезии, дочь Сукарно – Мегавати Сукарнопутри. Положение в стране характеризовалось дефицитом доверия к власти, огромным внешним долгом, высоким уровнем социальной напряжённости, обнищанием населения, ростом центробежных тенденций в регионах, этноконфессиональными конфликтами. В этих сложных условиях Абдуррахман Вахид проявил себя как реформатор, стремившийся поставить армию под контроль гражданской власти, добиться соблюдения прав человека, реабилитировать тех, кто пострадал от прежнего режима. Он последовательно отстаивал светский характер индонезийского государства. Однако противники президента в рядах консервативной оппозиции при скрытой поддержке армии добились его отставки (23 июля 2001). Президентом стала Мегавати Сукарнопутри. В апреле 2003 г. она посетила РФ.
Компромиссный курс Мегавати Сукарнопутри, которую поддерживала лишь треть депутатов парламента, вызвал недовольство значительной части электората ДПИ. Хотя новое правительство добилось некоторой экономической и политической стабилизации, сокращения внешнего долга, тем не менее решить проблему снижения инфляции и сокращения коррупции ему не удалось. На волне недовольства политикой правительства в стране активизировались экстремистские мусульманские организации. На первых в истории страны прямых президентских выборах в 2004 г. победу одержал генерал Сусило Бамбанг Юдхойоно, представлявший ДПИ. Вице-президентом стал крупный предприниматель, лидер Голкара Юсуф Калла.
История Индонезии с 2004 г.
26 декабря 2004 г. на северную часть о. Суматра обрушилось сильнейшее цунами, вызванное подводным землетрясением в Индийском океане и ставшее причиной масштабных разрушений. Число погибших или пропавших без вести составило порядка 167 540 человек.
В августе 2005 г. правительству Юдхойоно удалось достигнуть мирного соглашения с сепаратистским Движением за свободу Аче, положив конец конфликту на севере Суматры, длившемуся с середины 1970-х гг. Организация прекратила деятельность своего вооружённого крыла и в дальнейшем отказалась от сепаратистских намерений.
В июле 2009 г. Сусило Бамбанг Юдхойоно был переизбран на пост президента Индонезии. Новым вице-президентом стал беспартийный экономист Будионо.
На президентских выборах 2014 г. победу одержал кандидат от Демократической партии Индонезии (борющейся) – Джоко Видодо. Ранее он занимал пост губернатора Джакарты (2012–2014) и стал первым президентом Индонезии, не связанным с традиционными военными и политическими элитами. Должность вице-президента досталась Юсуфу Калла, представлявшему партию Голкар. В качестве основных целей нового правительства обозначались масштабная социально-экономическая модернизация страны, борьба с наркоторговлей и терроризмом.
14 января 2016 г. в Джакарте произошёл теракт, в результате которого погибли 7 и были ранены более 20 человек. Ответственность за инцидент взяла на себя организация «Исламское государство» (организация признана запрещённой в Российской Федерации).
В 2019 г. Джоко Видодо был переизбран на должность президента Индонезии. Вскоре после выборов, в августе 2019 г., он заявил о планах переноса столицы страны из Джакарты в новый город, который планировалось построить в провинции Восточный Калимантан. В качестве основных причин для переноса столицы из Джакарты назывались перенаселённость, экологические и инфраструктурные проблемы мегаполиса. В январе 2022 г. потенциальная столица получила название Нусантара.
В марте 2020 г. Индонезия наряду со многими другими государствами столкнулась с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Российско-индонезийские отношения
Дипломатические отношения c Республикой Индонезия установлены 3 февраля 1950 г. Правительство Индонезии признало Российскую Федерацию в качестве правопродолжателя СССР 28 декабря 1991 г. Отношения двух государств характеризуются прагматизмом и верховенством национальных интересов.
С 2000 г. регулярно проходят встречи лидеров России и Индонезии. Официальные визиты в Россию наносили президент Мегавати Сукарнопутри (апрель 2003), президент Сусило Бамбанг Юдхойоно (ноябрь – декабрь 2006), президент Джоко Видодо (май 2016, июнь 2022). Президент РФ В. В. Путин посетил Индонезию в сентябре 2007 г. Двусторонние контакты глав России и Индонезии проходят также в рамках международных саммитов и форумов: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Гонолулу, 2011; Владивосток, 2012; о. Бали, 2013; Пекин, 2014), Группа двадцати (Лос-Кабос, 2012).
В 2003 г. подписана Декларация об основах дружественных и партнёрских отношений между Российской Федерацией и Республикой Индонезия в 21 в. С июня 2015 г. для граждан России действует безвизовый режим въезда в Индонезию на срок до 30 дней.
Правительство страны не поддерживает антироссийские санкции, введённые в связи с началом Специальной военной операции России на Украине.