«Новый порядок» (Индонезия)
«Но́вый поря́док» (индонез. Orde Baru), авторитарный политический режим в Индонезии в 1966–1998 гг. Установлению «Нового порядка» предшествовала кампания правого террора (по различным данным, погибли от 1 до 3 миллионов человек) и отстранение от власти президента Сукарно. В марте 1967 г. Временный народный консультативный конгресс назначил генерала Сухарто исполняющим обязанности президента, а в марте 1968 г. – президентом Индонезии. Опорой нового режима и источником политической инициативы в стране стала сухопутная армия. Военным без участия в выборах отводилось 20 % мест в парламенте. В 1966 г. они занимали 12 губернаторских постов из 24, в 1973 г. – 23. Роль партии власти перешла к Организации функциональных групп (Голкар). Официально была также разрешена деятельность Демократической партии Индонезии и мусульманской Партии единства и развития, обязанных действовать в рамках идеологии и политического курса правящего режима («Панча сила»).
Одной из основ политики «Нового порядка» стало привлечение иностранных инвестиций в экономику Индонезии. В январе 1967 г. был издан закон об иностранных капиталовложениях, в соответствии с которым для зарубежных инвесторов открывались многие отрасли (кроме судоходства, энергетики, СМИ, транспорта, оборонной промышленности, водоснабжения). С целью увеличить валютные доходы был значительно расширен экспорт – главным образом продукции обрабатывающей промышленности. Неэффективные государственные предприятия постепенно приватизировались. В период «Нового порядка» при широком привлечении иностранного капитала и жёстком ограничении прав трудящихся произошли существенные сдвиги в экономике (из аграрно-сырьевой она превратилась в аграрно-промышленную), темпы роста достигали 7–8 % в год, сократилось число лиц, живущих за чертой бедности (с 70 млн человек в 1970 до 22,5 млн человек в 1996). Наблюдались также значительные социальные изменения, за счёт увеличения числа частных предпринимателей и лиц «свободных профессий» формировался средний класс. Вместе с тем углублялось имущественное расслоение, неравенство накладывалось на этноконфессиональные различия между китайской общиной и коренным населением. Нарастала социальная напряжённость, вызванная недовольством населения засильем иностранного капитала, разрушением традиционных культурных ценностей, коррупцией и произволом военной бюрократии. Активизировались исламские организации и общества, также являвшиеся выразителями оппозиционных настроений.
Во внешней политике «Новый порядок» был направлен на развитие отношений с Западом при соблюдении «принципа равноудалённости» от противостоящих военно-политических блоков. В 1967 г. Индонезия выступила одним из основателей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В декабре 1975 г. она аннексировала Восточный Тимор, объявив его в июле 1976 г. своей 27-й провинцией, что вызвало протест мирового сообщества. В конце 1970-х гг. в рамках курса «Нового порядка» руководство Индонезии выступило с антивьетнамских позиций в связи с событиями в Камбодже и с антисоветских – в связи с событиями в Афганистане. Отношения между Индонезией и СССР наладились лишь в конце 1980-х гг.
Рост реформаторских настроений в обществе, обострение социальных, этнических и политических противоречий, неспособность правительства решить проблему Восточного Тимора привели к кризису политики «Нового порядка». В результате массовых выступлений, вызванных финансово-экономическим кризисом, 21 мая 1998 г. президент Сухарто покинул свой пост; начались масштабные реформы политической системы.