Хабиби Бахаруддин Юсуф
Хаби́би Бахарудди́н Юсу́ф (Bacharuddin Jusuf Habibie) (25.6.1936, Парепаре, ныне провинция Южный Сулавеси – 11.9.2019, Джакарта), индонезийский государственный и политический деятель, третий президент Индонезии (1998–1999).
Образование и ранняя политическая карьера
В 1954–1955 гг. обучался в Технологическом институте в Бандунге (провинция Западная Ява). С 1955 г. продолжил образование в Рейнско-Вестфальской высшей технической школе Ахена в ФРГ, где получил диплом инженера (1960) и докторскую степень (1965). Работал в должности инженера-конструктора в авиастроительной компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm, занимаясь совершенствованием технологий, исследованием теоретической термодинамики и аэродинамики.
В 1974 г. по настоятельной просьбе президента Сухарто вернулся в Индонезию и занял пост советника главы государства по вопросам развития технологий. В 1978 г. возглавил министерство технологий и научных исследований. Признаны его заслуги в проведении научных исследований, наукоёмких технологий, высокотехнологичного производства, в частности судо- и авиастроения, вооружений. В этот же период он был одним из лидеров партии власти «Голкар», с 1990 г. глава системного Союза исламских интеллектуалов Индонезии.
Был сторонником развития отношений с РФ. Посетил РФ в 1997 г. и вёл переговоры о поставках российских самолётов Су-27 и вертолётов Ми-17. Осуществлению соглашения помешал финансовый кризис 1997–1998 гг.
В должности президента Индонезии
В марте 1998 г. был избран вице-президентом Индонезии, после отставки Сухарто в результате политического кризиса в мае 1998 г. стал главой государства. При нём началась существенная либерализация политической системы Индонезии. Был снят запрет на создание новых политических организаций, амнистированы почти все политические заключённые. Предпринят ряд шагов по нормализации правового положения китайской общины, включая разрешение создания организаций этнических китайцев.
Одной из самых сложных проблем стала ситуация на Восточном Тиморе, бывшей португальской колонии, которую Индонезия насильственно присоединила в 1975 г. Под давлением непрекращавшегося сопротивления коренного населения территории Хабиби был вынужден дать согласие на проведение референдума. 30 августа 1999 г. референдум состоялся, жители Восточного Тимора почти единогласно высказались за независимость. Однако этот исход был отрицательно воспринят большинством населения Индонезии, президента фактически обвиняли в том, что он не смог сохранить целостность страны. Свою роль играло и то обстоятельство, что Хабиби вследствие своей близости с Сухарто многими воспринимался как носитель идеалов прежнего режима.
Выступая с отчётом перед сессией Народного консультативного конгресса в октябре 1999 г., Хабиби отметил достижения своего правительства, включая резкое снижение темпов инфляции, стабилизацию курса национальной валюты, выход кривой роста всеобщего внутреннего продукта на положительные значения (годом раньше – минус 13,2 %). Снизилось число лиц, живущих за чертой бедности. Он указал на существенные демократические преобразования, значительное расширение свободы слова и печати, поставил себе в заслугу десакрализацию института президентской власти.
Однако разочарование исходом событий на Восточном Тиморе в сочетании с межпартийными интригами взяли верх. Конгресс признал неудовлетворительным отчёт президента, и Хабиби отказался выдвинуть свою кандидатуру на следующий срок. В последующие два десятилетия он продолжал поддерживать курс демократических реформ, основы которого закладывались с его участием, и был сторонником дальнейшего развития демократии в стране, однако руководящих постов при этом больше не занимал. В последние годы жизни и после смерти Хабиби в обществе возросло признание его роли и заслуг в этом процессе.