«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»
«Иде́и к чи́стой феноменоло́гии и феноменологи́ческой филосо́фии» («Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию», нем. «Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie», сокр. «Идеи I»), один из основных философских трактатов Э. Гуссерля.
История публикации и цель создания текста
Манускрипт работы был подготовлен Гуссерлем в мае – октябре 1912 г. в Гёттингене. Впервые опубликован в 1913 г. в Галле на страницах 1–323 первого номера «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям», издававшегося Гуссерлем в 1913–1930 гг. Одновременно в издательстве Макса Нимейера вышло отдельное издание работы, которое дважды переиздавалось при жизни Гуссерля без существенных изменений (1922, 1928). В составе «Гуссерлианы» (собрания сочинений Э. Гуссерля) работа издавалась В. Бимелем в 1950 г. и К. Шуманом в 1976 г. Издание 1950 г. дополнено и откорректировано В. Бимелем на основании пометок, которые содержали три экземпляра работы, принадлежавшие Гуссерлю и находившиеся в его архиве в Лёвене. Издание 1976 г. (Husserliana III/1) выполнено на основании текста второго издания работы, а все позднейшие дополнения и улучшения вынесены в отдельный полутом (Husserliana III/2).
Кроме первой книги «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», Гуссерлем были запланированы ещё вторая («Ideen... Zweites Buch. Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution») и третья («Ideen... Drittes Buch. Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften»), которые были опубликованы лишь после смерти философа в «Гуссерлиане» в 1952 г. Однако наибольшим влиянием и известностью пользуется именно первая книга, ставшая манифестом трансцендентальной феноменологии.
Трактат адресован прежде всего представителям феноменологического движения и задуман как систематическое обоснование феноменологии как философского метода. Работа нацелена на экспликацию тех аспектов феноменологического метода, которые, по оценке самого Гуссерля, не получили ясного выражения или же остались без внимания в его ключевом раннем тексте – «Логических исследованиях». Первая книга «Идей» раскрывает трансцендентальный характер феноменологического метода, противопоставляемого автором как обыденной, или естественной, установке мышления, так и методам нефилософских наук.
Содержание работы
В трактате «Логические исследования» изучение структур сознания было по меньшей мере формально, подчинено задаче обоснования чистой логики; в работе «Идеи I» сущность сознания становится главной темой феноменологического анализа. В отличие от психологии, рассматривающей эмпирически данное сознание в общей взаимосвязи природы, феноменология не является ни наукой о фактах (как история, физика, химия и т. д.), ни наукой о реальности (как онтология природы, онтология духа и т. д.). Методическое ядро трактата представляет собой теория редукций (эйдетической и феноменологической), основной задачей которой становится тематизация и обоснования этого двойного различия.
Эйдетический характер феноменологии подразумевает, что она является не наукой о фактах, основанной на опыте, а наукой о сущностях (нем. Wesenswissenschaft), основанной на созерцании всеобщего (эйдоса, греч. εἶδος – вид, облик образ, понятие; в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности), созерцании сущности (нем. Wesensschauung). Созерцание всеобщего противопоставляется индуктивному выведению общих законов из единичных опытных фактов и дедуктивным умозаключениям. Хотя созерцание всеобщего и основано на схватывании единичного предмета, в отличие от эмпирических обобщений оно не предполагает схватывания единичного предмета как существующего (фактического) – единичное произвольно варьируется в фантазии для выявления его инвариантной (неизменяемой) структуры, т. е. сущности. Поскольку сущность созерцается напрямую, а не выводится откуда-либо, созерцание всеобщего не является умозаключением.
По Гуссерлю, науки о сущностях (одной из которых является феноменология) совершенно не зависят от наук о фактах, тогда как последние без первых невозможны. Этот тезис конкретизируется в учении о региональных онтологиях. В основе эмпирических наук о различных областях (регионах) реальности лежат эйдетические («априорные») науки регионов. Так, в основе эмпирического естествознания лежит онтология природы, в основе эмпирической психологии – онтология сознания и т. д. Формальную структуру региональных (материальных) онтологий образует формальная онтология, которой соответствует формальная логика. Понятие сущностного созерцания служит в трактате ключевым аргументом в критике натурализма, отождествляющего эмпирическую науку с наукой как таковой.
В противоположность наукам о реальности, феноменология не предполагает существования мира. Нейтрализация предпосылки существования мира и раскрытие исследовательского поля феноменологии – цель феноменологической редукции (эпохе).
Редукция осуществляется в несколько этапов. Первый этап – эпохе как воздержание от суждения о существовании мира (заключение мира в скобки). Второй этап включает в себя нейтрализацию всех эйдетических наук (кроме самой феноменологии) и соответствующих им региональных онтологий, равно как и формально-эйдетических дисциплин (логики и математики) вместе с формальной онтологией. Третий этап – ограничение универсальности эпохе посредством указания на сферу сознания как на «феноменологический остаток», который, в противоположность миру, невозможно нейтрализовать из-за неотделимости опытной данности переживаний от их существования. Четвёртый этап – различение сознания в феноменологическом смысле и сознания в обыденном (психологическом или антропологическом) значении – сознания в качестве части мира (психики живых существ). Последнее, согласно Гуссерлю, заключается в скобки вместе с миром в целом, ввиду чего «феноменологическим остатком» оказывается не сознание вообще, а только чистое, или трансцендентальное (не принадлежащее миру), сознание. Пятый этап – тематизация сущностной корреляции чистого сознания и мира. Поскольку сознание интенционально (есть сознание чего-то), сфера опыта, которую невозможно нейтрализовать, не ограничивается одним сознанием и включает в себя данность мира и предметов мира как смысловых коррелятов сознания. Мир как просто существующий безотносительно к возможному опыту (мир в смысле «естественной установки») редуцируется к миру как корреляту этого опыта. Будучи рассмотрена динамически, корреляция представляет собой конституирование (процесс смыслообразования) – формирование данности мира и объектов мира в многообразных переживаниях сознания. Последовательное осуществление редукций позволяет реализовать «принцип всех принципов» феноменологии: принимать то, что даётся в созерцании, так, как оно даётся, и только в тех границах, в которых оно даётся.
Понятие корреляции предполагает принципиальное различение реельных (нем. reell) и нереельных (нем. nichtreell) моментов переживаний сознания. Под первыми Гуссерль понимает составные части потока сознания – лишённые интенциональности ощущения (чувственную материю – гиле, греч. ὕλη) и придающий им смысл интенциональный акт – ноэзис (нем. Noesis). От реельных моментов Гуссерль отличает ноэму (нем. Noema) – смысловое, или интенциональное, содержание сознания, не являющееся составной частью переживания (воспринимаемое в восприятии, вспоминаемое в памяти и т. п.). Смысловая взаимопринадлежность сознания и мира, сознания и предметности раскрывается посредством феноменологической рефлексии как корреляция ноэзиса и ноэмы.
Дискуссия и критика
Первая книга трактата «Идеи I» была критически воспринята рядом учеников и последователей Гуссерля. По воспоминаниям Р. Ингардена, в ходе семинарских обсуждений трактата многие ученики Гуссерля «выдвигали возражения против намечающихся идеалистических тенденций, определяющих как смысл, так и осуществление трансцендентальной редукции» (Ingarden. 1968. S. 113). Многие представители феноменологического движения (М. Хайдеггер, Р. Ингарден, А. Пфендер, Д. фон Гильдебранд и др.) усматривали в трансцендентальной методологии работы «Идея I» отход от исходных принципов феноменологии, сформулированных в «Логических исследованиях». При этом трансцендентальный поворот в феноменологии Гуссерля нередко оценивался как результат влияния неокантианства.
Представление о разрыве между трактатами «Идеи I» и «Логические исследования» играет важную роль и в интерпретации гуссерлевской феноменологии О. Финком, хотя смысл этого разрыва Финк понимает противоположным образом. Согласно Финку, лишь благодаря осуществленному в работе «Идеи I» трансцендентальному повороту гуссерлевская феноменология становится философией, которой она как исследование оснований логики ещё не была в «Логических исследованиях».
Однако в современной историко-философской литературе наибольшее распространение получила другая интерпретация трактата «Идеи I», охарактеризованная В. А. Куренным как «иерархическая» (П. Рикёр, Э. Штрекер и др.). В соответствии с ней, между «Идеями» и «Логическими исследованиями» нет никакого разрыва, различие заключается лишь в уровне рассмотрения одних и тех же проблем.
Переводы
На английский язык работа была переведена У. Р. Бойс-Гибсоном в 1931 г. Этот перевод стал первым переводом «Идей I» на иностранный язык. Другой перевод на английский язык вышел в 1982 г. Французский перевод работы, выполненный П. Рикёром, вышел в 1950 г. и был переиздан в 1985 г. Перевод работы на русский язык, выполненный А. В. Михайловым, был опубликован в 1999 г. и переиздан без изменений в 2009 г.