По ту сторону реализма и идеализма
По ту сторону реализма и идеализма. По свидетельству Р. Ингардена, в ходе дискуссий на семинарах Э. Гуссерля 1913/1914 гг., посвящённых обсуждению первой книги «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «расхождение между позициями Гуссерля и его гёттингенских учеников начало проявляться всё сильнее» (Ingarden R. Meine Erinnerungen an Edmund Husserl // Husserl E. Briefe an Roman Ingarden. Den Haag, 1968. S. 113.). Ингарден усматривал суть этих разногласий в несовместимости реалистического понимания феноменологии учениками Гуссерля и самим Гуссерлем в «Логических исследованиях» (1900–1901) с «идеалистическими тенденциями», обнаружившимися в концепции феноменологических редукций. Более того, лекции самого Гуссерля того времени «были выдержаны, если можно так выразиться, в реалистическом духе», отчего возникало впечатление, что «Идеи I» выбиваются из контекста гуссерлевских исследований и противоречат «явно реалистическим тенденциям» последних.
В своих оценках и критике предполагаемого идеалистического поворота гуссерлевской феноменологии в «Идеях I» Ингарден опирался на традиционное различие реализма и идеализма, где под реализмом понимается тезис о независимости существования мира от сознания, а под идеализмом – отождествление мира с совокупностью содержаний сознания или тезис о порождении мира изначально «безмирной» субъективностью. Но сама эта альтернатива оказывается проблематичной, поскольку она заключается в скобки феноменологическим эпохе (Финк О. Оперативные понятия в феноменологии Гуссерля // Ежегодник по феноменологической философии. 2008. Вып. 1. С. 378; Zahavi D. Beyond Realism and Idealism. Husserl’s late concept of constitution // Danish Yearbook of Philosophy. 1994. Vol. 29. P. 44–62). Эпохе в отношении существования мира есть эпохе в отношении всех возможных метафизических и онтологических позиций (имеющее своей целью не отбрасывание, а прояснение этих позиций). Поэтому оно есть также эпохе в отношении реализма и идеализма. Иначе говоря, традиционное различие идеализма и реализма само принадлежит естественной установке.
Таким образом, трансцендентальная феноменология Гуссерля находится по ту сторону традиционного различия реализма и идеализма. Эксплицитные формулировки Гуссерля и проводимые им различения также свидетельствует в пользу этого тезиса. Гуссерль не только заключает в скобки реальность мира, но также принципиально отличает смысловой коррелят сознания от составных частей сознания и преодолевает идею «безмирного» субъекта посредством понятия интенциональности.