Ноэсис и ноэма
Ноэ́сис и ноэ́ма (от греч. νόησις – мышление и νόημα – мысль), парные термины, введённые Э. Гуссерлем в первой книге «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913) для обозначения основной коррелятивной структуры «чистого сознания» – сознания, свободного от любого эмпирического содержания.
Термин «ноэтический», обозначавший в первом томе «Логических исследований» (§ 32) форму субъективности, необходимую для теоретической деятельности (одно из идеальных условий теории), получил более широкий смысл многообразия способов придания значения и за пределами науки как теории. Введение «ноэмы» как коррелятивного смыслообразованию термина связано с попыткой конкретизировать и обобщить понятие смысла: ноэма есть совокупность данностей (смысловых аспектов) предмета при определённом смысловом центре, который обозначен Гуссерлем как «ноэматическое ядро». Введение новой терминологии обусловлено расширением сферы исследования восприятия в «Идеях I», которое потребовало различения предмета как такового, ракурсов видения предмета и его модусов данности.
Стремясь к созданию «чистой феноменологии» как системы феноменологической философии, Гуссерль предлагает иную, чем в «Логических исследованиях», терминологию для описания структуры интенциональности как «сознания о…». Замена различия акта сознания и его содержания различием ноэтических и ноэматических структур должна была подчеркнуть относительную самостоятельность предметного смысла, более отчётливо различить собственно акт и интенциональный предмет и выделить два основных вида феноменологического анализа, которые обозначены Гуссерлем как «реельный» (reell) (направленный на компоненты, или элементы, процесса смыслообразования) и «интенциональный» (направленный на предметный смысл).
Ноэма как предметный смысл не содержится в каком-либо акте восприятия, воспоминания или воображения предмета, не является его реальной частью. Ноэма нереельна (nicht reell) в том смысле, что не входит в состав смыслообразующих компонентов сознания. Основная функция термина «ноэма» состоит в том, чтобы отделить изменение точки зрения (в широком смысле слова) на предмет от способа, каким предмет являет себя в том или ином ракурсе. Определённая данность предмета открывает себя, но не создаётся благодаря определённой точке зрения. В то же время гуссерлевское различие реальных и интенциональных компонентов переживаний оказывается аналогичным брентановскому различию между интенциональным и действительным существованием психических феноменов, с одной стороны, и только феноменальным и интенциональным существованием физических феноменов – с другой: радость и желание существуют действительно, теплота и звук – только феноменально и интенционально. Оба различия обнаруживает неоднозначность термина «интенциональный»: он отнесён как к акту сознания, так и к данному в этом акте. У Гуссерля удвоение значения термина «интенциональный» принимает следующий вид: интенциональное переживание должно содержать реельные (reell) компоненты и их интенциональные корреляты. При этом термин «интенциональный» может быть отнесён не только к собственно ноэтическим компонентам переживания как актам придания смысла, но и к ноэматическим структурам: «ноэматическая интенциональность» может рассматриваться как «параллель» интенциональности ноэтической. В объективном плане как у Ф. Брентано, так и у Гуссерля, при всех различиях, интенциональность характеризует данность предмета, который не обязательно признаётся существующим. Введение феноменологической редукции (в «Идеях I») придаёт этому допущению статус метода: безразличие к существованию предмета позволяет рефлексии переключиться на предмет как таковой, в случае восприятия – на воспринимаемое как таковое, т. е. смысл (и все оттенки смысла), который становится самостоятельной темой анализа и получает название ноэмы. Реальное дерево может быть сожжено, разложено на свои химические элементы, но смысл, полагает Гуссерль, не может быть сожжён, у него нет химических элементов, нет реальных свойств. Ноэма не есть некий объект наряду с действительным объектом, или предметом; различие между ментальным, или интенциональным, и действительным объектом, впервые проведённое в схоластической философии («Идеи I», § 90), может привести к неверному пониманию, как будто речь идёт о двух реальностях, одна из которых содержится в другой. Феноменологическая редукция переориентирует наши высказывания с определённой физической вещи на совокупность её данностей, однако не мешает высказываться о восприятии как восприятии определённой действительности. Ноэма – это не способ придавать смысл предмету, это многообразие оттенков смысла, в которых показывает себя «сама вещь» при сохранении единства смысла и единства каждого его оттенка. Интенциональный анализ направлен на ноэматический коррелят акта (ноэму) – предметный смысл как таковой, а также на устойчивое единство смысловых слоёв предмета. В структуре ноэмы различаются предмет в определённом смысловом ракурсе (содержание) и «предмет как таковой», который выступает для сознания как чистое предметное «нечто». Полная ноэма предмета включает в себя не только воспринимаемое как таковое, но и вспоминаемое, а также переданное в образе, фантазии, знаке. При этом ноэматический смысл будет каждый раз разным. Ноэму можно наглядно представить как своего рода многоуровневый смысловой экран, на который проецируются (благодаря ноэсису как процессу смыслообразования) вещь и её свойства и на котором возникают «очертания» необъективируемых конфигураций смысла. Ноэматическое – это поле единств, ноэтическое – поле конститутивных многообразий. Несмотря на коррелятивность ноэсиса и ноэмы, ноэматический анализ как анализ соотносимых смыслов предмета относительно самостоятелен.
Термин «ноэтический» удваивается, как и термин «интенциональный», при его определении: ноэтические переживания содержат в себе гилетические данные (от греч. ὕλη – материя) и специфические ноэтические компоненты. Последние вместе с «оживляемым» ими чувственным материалом составляют предмет анализа, в котором переживание предстает как непрерывная вариация реельных (reell) компонентов, поток феноменологического бытия с его определёнными частями и моментами, актуальными и потенциальными фазами.
С точки зрения параллелизма ноэсиса и ноэмы Гуссерль анализирует актуальное и потенциальное сознание, внимание, воление, веру, желание и др.