«Логические исследования»
«Логи́ческие иссле́дования» (Logische Untersuchungen), произведение Э. Гуссерля, положившее начало феноменологии как философскому направлению (в 2 томах). Первый том «Пролегомены к чистой логике» был опубликован в 1900 г., 2-й – «Исследования по феноменологии и теории познания» – в 1901 г. (Halle: Niemeyer). Во 2-е издание, которое вышло в 1913 г. (1-й том и 1-я часть 2-го тома) после публикации работы «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», Гуссерль внёс многочисленные изменения. Вторая часть 2-го тома вышла в 1921 г. В собрании сочинений (Husserliana Bde. XVIII (den Haag, 1975); XIX (1), XIX (2) (The Hague/Boston/Lancaster, 1984) представлены оба варианта.
Главная тема 1-го тома работы «Логические исследования» – наука как теория, отличие теоретических наук от эмпирических. Логика как теоретическая (но не нормативная или практическая) дисциплина рассматривается здесь в качестве основы методологии теоретического знания. Логическая связь идей как единство значений обеспечивает единство истин науки. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки.
Различие этих трёх видов связей – логических, психологических и связей вещей – составляет исходный пункт феноменологической философии.
Первое различие раскрывается при обсуждении вопроса о сущности логики как теоретической дисциплины, независимой от психологии, и в критике психологизма – разного рода попыток представить логические связи как частный случай психологических (что ведёт к скептицизму и релятивизму).
Второе различие связано с постановкой проблемы истины и выявлением чисто логических условий возможности познания. Истина как идеальное единство значений, усматриваемое в фактах, не исчезает вместе с фактами. Совокупность значений (смыслов) неисчерпаема, это – «царство истин», в котором может быть зафиксирована любая определённость вещей, любое предметное единство. При этом истины не изобретаются, но открываются и систематика науки коренится в систематике вещей.
В заключительной главе 1-го тома дан программный очерк, посвящённый «чистой логике». Её задача – выявить условия, при которых связи значений образуют теорию как единство объяснения определённой предметной области, т. е. выявить условия возможности теории как таковой.
Второй том работы «Логические исследования» состоит из введения и 6 больших разделов – «исследований», шестое исследование составляет 2-ю часть 2-го тома.
Гуссерль поставил задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания и найти источник чистых логических понятий в созерцании. Попытка её решения реализуется в феноменологии познания и мышления как описания определённого типа переживаний. Из неё, в свою очередь, вырастает феноменология сознания как многообразия интенциональных переживаний.
По мысли Гуссерля, феноменология – это область нейтральных по отношению к логике и психологии исследований, она не является теоретической дисциплиной и должна отказаться от всех предпосылок, которые не могут быть реализованы в опыте как связи переживаний. В её сфере существование внешнего мира – метафизический, т. е не феноменологический, вопрос, а направление исследований – «противоположно естественному»: оно нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты сознания и их смысловые содержания (значения). Исследование актов сознания и связи логических понятий и созерцаний позволят, полагает Гуссерль, вернуться от «просто слов» и абстрактных определений к «самим вещам». Императив «к самим вещам» становится основным лозунгом феноменологии.
Метод исследования в «Логических исследованиях» – аналитический; основная характеристика актов – различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения. Посредством серии различий характеризуются и содержания актов – значения, которые (поскольку познание реализуется в высказываниях) необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется как от материально-вещественного бытия знака, так и от его функций указания и признака, а также от данности в восприятии, памяти или фантазии и, главное, от предмета: то, о чём говорится, и то, что говорится, нетождественны. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов.
Во 2-м разделе («исследовании») представлена теория абстрагирования, в которой проводится различие между общими и единичными предметами и актами их схватывания: акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. В этом разделе подвергаются критике как учения, гипостазирующие общее (платонизм), так и эмпирические теории абстракций (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). В соответствии с различием значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов – учение о части и целом (учение о самостоятельных и несамостоятельных частях) (3-е «исследование») и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях – «чистая грамматика» (4-е «исследование»).
Проблема сознания, изложенная в 5-м разделе («исследовании»), – кульминация работы «Логические исследования». Гуссерль выделяет три понятия сознания, каждое из которых обозначает определённую проблему: 1) сознание как переплетение переживаний, 2) сознание как осознание своих собственных переживаний и 3) сознание как интенциональное переживание. Интенциональность – особый вид переживаний, актов, характеризующихся смысловой направленностью на предмет и не зависящих от того, существует ли последний или нет: «Юпитера я представляю не иначе, чем Бисмарка, Вавилонскую башню – не иначе, чем Кёльнский собор» (рус. пер. 2011. С. 344).
Отношение интенции и предмета не является отношением двух вещей или части и целого, но особым отношением придания смысла. Различие интенциональных и неинтенциональных переживаний – ощущений (что фиксируется как одно из основных отличий от предложенного Ф. Брентано различия психических и физических феноменов) лежит в основе тезиса о возможности различным образом интерпретировать один и тот же комплекс ощущений. Интенциональные переживания составляет реальное (reell) содержание акта сознания. Интенциональный предмет, качество акта (представление, суждение и т. д.), материя акта (его конкретная предметная отнесённость), его сущность (единство качества и материи) и полнота акта составляют интенциональное содержание акта сознания. Любой вид акта сознания содержит в своей основе представление как объективирующий акт.
В заключительном, 6-м разделе («исследовании») рассматривается понятие познания как осуществление значения с определённой степенью полноты. Основная проблема – различие способов данности реального и идеального предметов. В соответствии с этим выделяются акты познания: сигнификация, созерцание (для реального предмета – восприятие, для идеального – категориальное созерцание, усмотрение общего), а также переживание совпадения мыслимого и созерцаемого (очевидность). Гуссерль выделил 4 понятия истины, два из которых относятся к характеристике акта, другие же два – к характеристике бытия в смысле истины (истинное положение дел, истинный друг, истинные чувства). Понятие истины как тождества предмета самому себе, как бытия явилось одним из источников учения М. Хайдеггера об истине.
Как серия аналитических исследований «Логические исследования» не только оказали влияние на формирование различных вариантов феноменологии, но и не утратили своего значения для современных философских дискуссий.
В русском переводе 1-й том вышел в 1909 г. (пер. Э. А. Бернштейн). Это был первый перевод работы Гуссерля на русский язык. Первые 5 разделов («исследований») 2-го тома в переводе В. И. Молчанова опубликованы в 2001 г.