Джимми Ван
Джи́мми Ван (англ. Jimmy Wang Yu; кит. 王羽, пиньинь Wáng Yǔ) (28.3.1943, Шанхай – 5.4.2022, Тайбэй), гонконгский и тайваньский актёр, режиссёр, продюсер и сценарист, один из первых и наиболее влиятельных представителей жанра уся и фильмов с боевыми искусствами.
Начало карьеры
Подростком Джимми Ван профессионально занимался плаванием и, окончив школу, поступил в Шанхайский спортивный институт. Когда Ван был подростком, семья перебралась из Шанхая в Гонконг (Сянган), где в начале 1960-х гг. Ван получил чемпионский титул по плаванию. В середине 1960-х гг. на него обратили внимание продюсеры киностудии Shaw Brothers и из тысячи претендентов отобрали на главную роль в фильме «Тигрёнок» («Tiger Boy», 1966) штатного режиссёра студии Чана Чэ. «Тигрёнок» считался экспериментальным фильмом и снимался при небольшом бюджете, в плохих условиях и на чёрно-белую плёнку (Chang Cheh. 2004. P. 82). По воспоминаниям Чана Чэ, фильм имел успешный прокат в Гонконге, Сингапуре и Малайзии, но, в отличие от многих других проектов Shaw Brothers тех лет, в архиве студии не сохранилось ни одной его копии, и «Тигрёнок» считается утерянным.
Хотя актёрский дебют Джимми Вана состоялся в «Тигрёнке», фильм задержался на этапе постпродакшена, так что до него в гонконгский кинопрокат успели выйти два первых фильма трилогии Сюй Цзэнхуна – «Храм Красного лотоса» («Temple of the Red Lotus», 1965) и «Мечи-близнецы» («The Twin Swords», 1965) – с участием Вана [финальная глава «Меч и лютня» («The Sword and the Lute») вышла уже после «Тигрёнка», в 1967 г.]. Это были первые фильмы зарождавшегося жанра уся с более продуманной в сравнении с предшественниками экшен-хореографией фехтовальных поединков, но с архаично мелодраматическим сюжетом и вставными музыкальными номерами в эстетике китайской оперы.
Кассовый успех «Храма Красного лотоса» убедил продюсеров Shaw Brothers, что уся станет востребованным, и они начали активно выпускать фильмы в этом жанре. Ключевой фигурой для этого направления стал Чан Чэ, который после уся-боевиков «Великолепное трио» («Magnificent Trio», 1966) и «Тропа сломанного клинка» («The Trail of the Broken Blade», 1967) с Джимми Ваном в главных ролях снял «Однорукого меченосца» («One-Armed Swordsman», 1967), ставшего кассовым хитом и получившего несколько продолжений.
До конца 1960-х гг. Джимми Ван успел сняться ещё в нескольких уся-боевиках Чана Чэ – «Убийца» («Assassin», 1967) и «Золотая ласточка» («Golden Swallow», 1968), однако постепенно его перестали устраивать условия контракта с Shaw Brothers. Задумавшемуся об уходе актёру хозяева студии предложили попробовать себя в режиссуре фильма «Китайский боксёр» («The Chinese Boxer», 1970).
Хотя пришедшую позднее полноценную моду на кун-фу боевики связывают с фигурой Брюса Ли и фильмом «Большой босс» («The Big Boss», 1971, режиссёр Ло Вэй), картина «Китайский боксёр» Джимми Вана предвосхитила этот тренд. По итогам года «Китайский боксёр» оказался самым кассовым фильмом Гонконга, и Ван, известный горячим нравом [в своей книге мемуаров Чан Чэ описывал актёра как задиру, неоднократно устраивавшего полноценные драки на территории студии (Cheh. 2004. P. 63)], окончательно решил разорвать контракт с Shaw Brothers. Отпускать главную на тот момент звезду студия не была готова, и её руководители подали судебный иск против Вана, в результате которого ему был установлен полный запрет на съёмки в Гонконге (Sandomir. 2022).
Переезд на Тайвань
Несмотря на неблагоприятный исход дела, популярность Джимми Вана в начале 1970-х гг. позволяла ему наращивать продуктивность. Если в 1970 г. на экраны вышли только два фильма с его участием (оба – производства Shaw Brothers), то в 1971 г. их было уже семь. Все они были сняты на Тайване либо местными компаниями, либо при участии Golden Harvest – крупной киностудии, основанной выходцами из Shaw Brothers. Её основатели были заинтересованы именно в децентрализованном формате работы с кинематографистами, предполагающем инвестирование в перспективные проекты сторонних студий. Многие из этих семи фильмов [«Неуязвимый меч» («The Invincible Sword», 1971, режиссёр Су Цэнхун), «Храбрец и зло» («The Brave and the Evil», 1971, режиссёр Джимми Ван), «Отчаянная погоня» («The Desperate Chase», 1971, режиссёр Као Пао-Шу), а также «Затоичи и однорукий меченосец» («Zatoichi Meets the One-Armed Swordsman», 1971, режиссёры Су Цэнхун и Ясуда Кимиёси)] считаются классикой уся. «Затоичи и однорукий меченосец» представлял собой кроссовер популярной японской франшизы «Затоичи» (япон. «座頭市») и «Однорукого меченосца», что вызвало предсказуемое недовольство Shaw Brothers, которые сняли два первых фильма цикла.
Большинство фильмов, которыми Джимми Ван продолжил карьеру после ухода с Shaw Brothers, относились к поджанру фехтовальных боевиков; после выхода «Большого босса» в 1971 г. и последовавших за ним «Кулака ярости» («The Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй) и «Пути дракона» («The Way of the Dragon», 1972, режиссёр Брюс Ли) он переключился на кун-фу боевики. В 1972 г. вышли 13 фильмов с его участием, самым популярным из которых стал «Однорукий боксёр» («One-Armed Boxer», режиссёр Джимми Ван) – кун-фу боевик, в котором Ван вновь сыграл однорукого мастера боевых искусств. Среди фильмов с участием Вана, вышедших в 1973 г., стоит выделить уся-боевик «Побережье богов войны» («Beach of the War Gods», режиссёр Джимми Ван) и кун-фу боевики Ло Вэя [«Татуированный дракон» («The Tattooed Dragon»), «Человек по прозвищу Тигр» («A Man Called Tiger») и «Моряк номер 7» («Seaman № 7»)] – режиссёра первых успешных фильмов Брюса Ли. Для Ло Вэя сотрудничество с Ваном стало следующим ожидаемым шагом, после того как Ли начал снимать свои фильмы самостоятельно.
В отличие от Брюса Ли, многих его последователей и молодых звёзд Shaw Brothers, которых студия целенаправленно обучала боевым искусствам, Джимми Ван никогда ими не занимался, что по мере развития жанра всё сильнее сказывалось на том, насколько убедительно он смотрелся в кадре. В результате к середине 1970-х гг. Ван потерял статус звезды кун-фу боевиков, попытавшись компенсировать это главными ролями в международных проектах «Человек из Гонконга» («The Man from Hong Kong», 1975, режиссёры Джимми Ван и Б. Тренчард-Смит) и «Королевский выкуп» («A Queen’s Ransom», 1976, режиссёр Тин Шаньси); в последнем он сыграл в паре с Дж. Лэзенби, одним из исполнителей роли Джеймса Бонда в Голливуде. В 1976 г. Ван снялся в нескольких фильмах – «Однорукий меченосец против девяти убийц» («One-Armed Swordsman Against Nine Killers», режиссёр Су Цэнхун), «Однорукие меченосцы» («One-Armed Swordsmen», режиссёры Джимми Ван и Дэвид Цзян) и «Однорукий боксёр 2» («One-Armed Boxer vs. Flying Guillotine», 1976, режиссёр Джимми Ван). Последняя картина стала хитом на Западе: К. Тарантино относил её к числу своих любимых (Gibalevich. 2013. P. 95). В том же году вышел уся-боевик «Метеоры-убийцы» («The Killer Meteors», 1976, режиссёр Ло Вэй), в котором Ван сыграл в дуэте с Джеки Чаном и установил с актёром приятельские отношения.
Джимми Ван продолжил опираться на свои прошлые достижения и в 1977 г., когда выпустил фильмы «Возвращение китайского боксёра» («Return of the Chinese Boxer», 1977) и «Однорукий рыцарь против однорукого рыцаря» («One Arm Chivalry Fights Against One Arm Chivalry», 1977, режиссёр Чинь Шэнъэнь). С выходом в 1978 г. комедийных картин, построенных на акробатическом кун-фу, – «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle’s Shadow») и «Пьяный мастер» («Drunken Master») Юэнь Ву-Пина –жанр сильно трансформировался, и Ван на время отошёл от кино. В 1978–1979 гг. у него вышли всего три фильма – мелодрама «Боксёр, любовник, юрист» («Boxer, Lover, Lawyer», 1978, режиссёр Ван Шицзэн), комедия «Большой прорыв» («Big Leap Forward», 1978, режиссёр Ричард Юн) и военный боевик «Битва в Гунинтоу» («The Battle of Guningtou», 1979, режиссёр Чан Цэнчай).
Поздний этап карьеры
На рубеже 1970–1980-х гг. Джимми Ван, как считается, погрузился в криминальный мир Тайваня. Благодаря своим связям в преступном мире он ещё в конце 1970-х гг. помог Джеки Чану уйти от Ло Вэя, который угрожал актёру последствиями в случае разрыва контракта. За это Чан, ставший большой звездой уже в начале 1980-х гг., согласился сняться в приключенческо-комедийном боевике «Особое задание» («Fantasy Mission Force», 1983, режиссёр Кевин Чу), над которым Ван работал как генеральный продюсер и один из актёров (Chan. 2022). Хотя фильм невыгодно отличался по качеству от блокбастеров, которые Чан снимал в те годы самостоятельно, а экранного времени у актёра было очень мало, создателям удалось заработать на его имени и собрать кассу.
Тем не менее полноценного возрождения кинокарьеры у Джимми Вана не случилось: в 1980–1990-е гг. он появился в небольших камео в нескольких фильмах, включая «Чёртову дюжину из Шанхая» («Shanghai 13», 1984, режиссёр Чан Чэ), «Шанхайский экспресс» («Shanghai Express», 1986, режиссёр Саммо Хун) и «Однажды в Китае» («Once Upon a Time in China», 1991, режиссёр Цуй Харк), но в 1993 г., после выхода исторического боевика «Тысяча обезглавленных» («Beheaded 1000», 1991, режиссёр Тин Шаньси), опять ушёл из кино. В 1990 г. он вновь обратился к Джеки Чану, и тот снова не смог ему отказать, снявшись в его продюсерском проекте – боевике «Остров огня» («Island of Fire», 1990, режиссёр Кевин Чу).
В конце 2000-х гг. в китайском и гонконгском кино сформировался ностальгический тренд, в рамках которого в кино вернулись многие герои боевиков 1970-х гг. Не стал исключением и Ван, который сыграл главного злодея в кун-фу боевике «Уся» («Wuxia», 2011, режиссёр Питер Чан), продолжил небольшими камео в гонконгской экшен-комедии «Вперед!» («Let’s Go!», 2011, режиссёр Вонг Чин-По) и китайском историческом боевике «Гильотина» («The Guillotines», 2012, режиссёр Энди Лау), а затем снялся в главной роли в тайваньской криминальной драме «Душа» («Soul», 2013, режиссёр Чун Мунхун), в которой сыграл отца, пытающегося уберечь от правосудия депрессивного сына-убийцу. Эта роль, которая обеспечила ему номинацию на тайваньскую кинопремию «Золотая лошадь» как лучшему актёру, стала для него последней. После фильма «Душа» Ван ушёл из кино окончательно. Отчасти на это повлиял инсульт, который он перенёс в 2011 г. и в результате которого левая сторона его тела существенно ослабела. Второй инсульт (2016) приковал его к кровати. 5 апреля 2022 г. Джимми Ван умер.
Личная жизнь
В 1969 г. Джимми Ван женился на известной гонконгской актрисе 1950-х гг. Джанет Линь, которая была старше своего мужа на 9 лет. Почти сразу после свадьбы Линь ушла из кино. Их брак продержался недолго – пара развелась в 1975 г. на фоне слухов о насилии со стороны Вана. За время брака у пары родились три дочери, старшая из которых, Линда Вонг, впоследствии стала известной гонконгской певицей и актрисой.
В 1978 г. Джимми Ван женился на стюардессе Ван Кайчжэнь. Этот брак также не сложился. Ван закончил его, устроив жене сеанс публичного разоблачения, в компании полицейских и репортёров застав её вместе с любовником. Пара развелась в 1997 г., больше Ван в брак не вступал (Jimmy Wang Yu. 2022).