Girls with Guns (жанр кинематографа)
Girls with Guns (с англ. «девушки с оружием»), поджанр боевика, сформировавшийся в Гонконге в середине 1980-х гг., в котором главными героинями выступают девушки, для победы над противниками использующие огнестрельное оружие и боевые искусства. На русском языке жанр также называют «девушки с пушками».
История поджанра
Основополагающим фильмом направления считается гонконгский боевик «Да, мадам» («Yes, Madam», 1985, режиссёр Кори Юэнь). В нём малайзийская и американская актрисы Мишель Йео и С. Ротрок сыграли двух девушек-полицейских, которые объединяются для разоблачения гонконгского преступного синдиката во главе с коррумпированным британским агентом. Фильм отличался зрелищной хореографией боевых сцен и трюков, исполненных актрисами, и стал одним из кассовых рекордсменов года в Гонконге, получив номинацию на Гонконгскую кинопремию за лучшую постановку экшена. Фильм обеспечил звёздную славу Йео и Ротрок и сформировал основные законы поджанра.
Следующим этапным фильмом для жанра стал гонконгский боевик «Ангел» («Angel», 1987, режиссёр Тереза Ву), авторы которого сделали девушек протагонистами и антагонистами. Японка Осима Юкари, для карьеры которой эта роль стала переломной, сыграла наркобаронессу, уничтожающую агентов международных спецслужб. Чтобы остановить её, полицейские обращаются за помощью к группе наёмников под кодовым именем «Ангелы». Сыгравшие наёмниц гонконгские актрисы Мун Ли и Элейн Луй также стали звёздами субжанра, а финальный рукопашный поединок между героинями Ли и Осимы считается одним из самых известных в кинематографе этого типа.
Расцвет субжанра пришёлся на конец 1980-х гг.: новые фильмы в Гонконге выходили каждый месяц, сформировалась плеяда звёзд: Мишель Йео, Синтия Ротрок, Синтия Хан, Кара Хуэй, Мун Ли, Осима Юкари, Элейн Луй, Сибель Ху, Энн Бриджуотер, Джейд Люн, Джойс Годензи, Нисиваки Митико. В англоязычных названиях фильмов часто фигурировало слово «ангел», чтобы подчеркнуть мастерство положительных героинь. На роли антагонисток и их приспешниц часто приглашали западных актрис: К. Шепард [«Над законом» («Righting Wrongs», 1986, режиссёр Кори Юэнь)], К. М. Пенн [«При исполнении 5: Посредник» («In the Line of Duty V: Middle Man», 1990, режиссёр Ча Чуэнь-И)], С. ван Рейсвейк [«Ангел 3» («Angel 3», 1989, режиссёр Тереза Ву)], С. Кроуфорд [«Миссия справедливости» («Mission of Justice», 1992, режиссёр Тони Лю)]. За 4 года работы в Гонконге Кроуфорд снялась более чем в 20 фильмах и впоследствии построила успешную карьеру каскадёра в Голливуде [в частности, дублировала С. М. Геллар в сериале «Баффи» («Buffy», 1997–2003)].
Большой популярностью пользовались комедийные экшены этого направления, представлявшие собой смесь криминального боевика и «кадетского» ситкома в духе «Полицейской академии» («Police Academy», 1984, режиссёр Х. Уилсон), в которых главные героини проходили путь от неопытных новобранцев до закалённых оперативниц. Один из самых известных фильмов этого ответвления – «Инспекторы в юбках» («Inspectors Wear Skirts», 1988, режиссёр Уэллсон Чинь), спродюсированный Джеки Чаном и получивший 3 продолжения (1989, 1990 и 1992) и несколько сериалов.
В фильмах этого направления крайне редко присутствовал элемент сексуализации: «девушки с оружием» практически никогда не носили откровенную одежду и даже любовные линии в таких фильмах зачастую отсутствовали. В 1992 г. вышел фильм «Обнажённая убийца» («Naked Killer», режиссёр К. Фок), в 1993 г. – «Женщины в бегах» («Women on the Run», режиссёры Дэвид Лай и Кори Юэнь); в них наряду с экшен-сценами присутствовал секс. Однако в субжанре «девушки с оружием» было снято не очень много сексплуатационных боевиков, что объясняется возрастными ограничениями – продюсеры не хотели сужать аудиторию дорогих по своим бюджетам боевиков взрослым контентом.
В целом жанр всегда был рискованным для производства: в отличие от актёров-мужчин, зачастую снимавшихся в боевиках с раннего юношества, «девушками с оружием» становились не профессиональные каскадёрши или трюкачки, а молодые актрисы, чей спортивный опыт ограничивался танцами и гимнастикой. В опасных трюках актрис часто дублировали, тем не менее травмы всё же случались. Так, на съёмках фильма «Охотники за дьяволом» («Devil Hunters», 1989, режиссёры Томми Вонг и Тони Лю) актрисы Сибель Ху и Мун Ли получили ожоги 3-й степени, когда задержались с прыжком с балкона во время взрыва. Кадры неудавшегося трюка с объятой пламенем Ху попали в финальный монтаж фильма.
Субжанр за пределами Гонконга
Популярность направления в Гонконге начала спадать в 1990-х гг., когда фильмы про девушек с оружием стали смещаться в сторону кино категории «Б» с плохо поставленными и снятыми экшен-сценами и нелогичным монтажом. Новую жизнь жанр обрёл в аниме. Например, это «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell», 1995, режиссёр Осии Мамору), «Кайт» («Kite», 1998, режиссёр Умэцу Ясуоми) и «Меццо Форте» («Mezzo Forte», 2000, режиссёр Умэцу Ясуоми), которые со временем приобрели культовый статус.
Ренессанс субжанра произошёл в 2000-х гг., когда образом «девушек с оружием» заинтересовался Голливуд. Комедийная экшен-дилогия «Ангелы Чарли» («Charlie’s Angels», 2000–2003, режиссёр Макджи), стилистически гораздо более близкая к гонконгским боевикам, чем к оригинальному американскому сериалу 1960-х гг., стала кассовым хитом. Зомби-боевик «Обитель зла» («Resident Evil», 2002, режиссёр П. Андерсон), основанный на одноимённой видеоигре, дал начало целой франшизе и сделал актрису М. Йовович иконой обновлённого жанра. Поклонник гонконгского кино, режиссёр К. Тарантино отдал дань уважения направлению дилогией «Убить Билла» («Kill Bill», 2003–2004). З. Снайдер снял «Запрещённый приём» («Sucker Punch», 2011) – жанровый гибрид, вдохновлённый в числе прочего аниме направления «девушки с оружием». А. Джоли стала ещё одной иконой направления благодаря участию в двух частях ленты «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» («Tomb Raider», 2001–2003, режиссёры С. Уэст и Я. де Бонт) и в фильме «Солт» («Salt», 2010, режиссёр Ф. Нойс).
В Европе тему «девушек с оружием» продолжил Л. Бессон как продюсер, сценарист и режиссёр в фильмах «Бандитки» («Bandidas», 2006, режиссёры Й. Рённинг и Э. Сандберг, сценаристы Л. Бессон и Р. М. Кеймен), «Коломбиана» («Colombiana», 2011, режиссёр О. Мегатон, сценаристы Л. Бессон и Р. М. Кеймен), «Люси» («Lucy», 2014, режиссёр Л. Бессон) и «Анна» («Anna», 2019, режиссёр Л. Бессон).
В Гонконге субжанр пытались возродить, вдохновившись успехом «Ангелов Чарли». В этот период вышли такие фильмы, как «Боевые ангелы» («Martial Angels», 2001, режиссёр К. Фок), «Боевые ангелы» («So Close», 2002, режиссёр Кори Юэнь) и «Обнажённое оружие» («Naked Weapon», 2002, режиссёр Тони Чин). Глубокий экономический упадок гонконгского кино в 2000-е гг. не позволил производить дорогое жанровое кино на постоянной основе.
В современном кинематографе «девушек с оружием» сложно выделить в отдельное направление, но его наследие до сих пор живо. Отчасти возрождению субжанра способствует спрос на сильных и независимых героинь, возникший в конце 2010-х гг. на Западе. Такие фильмы, как «Нокаут» («Haywire», 2011, режиссёр С. Содерберг), «Взрывная блондинка» («Atomic Blonde», 2017, режиссёр Д. Литч), «Красотка на взводе» («Jolt», 2021, режиссёр Т. Уэкслер), «Кейт» («Kate», 2021, режиссёр С. Николя-Троян), «Пороховой коктейль» («Gunpowder Milkshake», 2021, режиссёр Н. Папушадо), «Код 355» («The 355», 2022, режиссёр С. Кинберг), в той или иной степени вдохновлены классическими гонконгскими боевиками этого направления.