Василевский Леонид Исаакович
Василе́вский Леони́д Исаа́кович [7(20).6.1904, Кременчуг, Полтавская губерния, Российская империя, ныне Полтавская область, Украина – 19.9.1984, Москва], советский экономико-географ, специалист по географии и экономике транспорта, один из пионеров введения в экономическую географию и картографию математических методов исследования.
Учился в Одессе в реальном училище, затем на экономическом факультете Одесского политехнического института (ныне Национальный университет «Одесская политехника»), в 1923–1926 гг. − на экономическом факультете Харьковского института народного хозяйства, где получил специальность экономико-географа. После окончания работал в институте ассистентом, затем консультантом Донецкого окружного исполнительного комитета и Харьковского горсовета. В 1926−1935 гг. преподавал экономическую географию в ряде харьковских вузов. В 1932−1935 гг. заведующий лабораторией экономической картографии и заместитель директора Украинского научно-исследовательского института географии и картографии. В 1935 г. был обвинён в украинском национализме и уволен из института.
Осенью 1935 г. Василевский переехал в Москву. В 1935−1938 гг. работал в научно-издательском институте Большого советского атласа мира, в 1938−1939 гг. − в отделе географии зарубежных стран издательства «Советская энциклопедия», одновременно преподавал экономическую географию зарубежья в райкомвузах Москвы; одновременно учился на физическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, что дало ему хорошую математическую подготовку.
В 1937 г. Василевский женился на Майе Яновне Берзиной (1910−2002), будущем этногеографе и картографе, дочери революционера Я. А. Берзина, репрессированного в 1937 г.
В 1942–1951 гг. старший научный сотрудник и руководитель группы Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ныне ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»), занимался изучением экономики и географии зарубежного транспорта. Одновременно в годы Великой Отечественной войны переводил с иностранных языков для научно-технической библиотеки Народного комиссариата путей сообщения СССР. В 1948−1955 гг. работал редактором-консультантом по географии транспорта в Научно-редакционной картосоставительской части Главного управления геодезии и картографии, в 1955−1979 гг. − в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, где создал и возглавлял сeктop экономики зарубежного транспорта.
В 1955–1983 гг. Василевский преподавал на географическом факультете МГУ: читал курсы «География мирового транспорта» (1955–1976), «Системно-структурный анализ в экономической и социальной географии капиталистических и развивающихся стран» (1977–1983). И. М. Маергойз предлагал ему написать диссертацию или собрать свои публикации и защититься по совокупности, однако Василевский не сделал этого, став, наряду с Ю. К. Ефремовым, образцом высочайшего научного авторитета без официального присвоения научной степени.
В научных исследованиях Василевского выделяются четыре главных направления:
География транспорта, где Василевский исследовал проблемы взаимодействия транспорта как особой сферы экономики с производством и расселением, типологии и оптимизации транспортных сетей, занимался изучением и переносом на отечественную почву зарубежного опыта в области географии транспорта. На материале многих стран изучал транспортную подвижность населения во внегородском сообщении, что позволило ему разработать методику прогноза пассажирооборота. Внёс большой вклад в картографирование и анализ этих процессов, способствовал введению продуманной системы транспортных показателей, отражающих глубину географического разделения труда, интенсивность экономических связей, специализацию экономических районов, в том числе таких, как «географическая дальность перевозок», т. е. среднее расстояние между пунктами производства и потребления, и их «экономическая дальность» как удельная затрата перевозочной работы на единицу продукции, выражающаяся в отношении продукции грузового транспорта (в тоннокилометрах) к суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства (в тоннах). Предложил существенную модификацию формулы Успенского, характеризующей степень обеспеченности отдельных стран путями сообщения («коэффициент Василевского») и усреднённые эквиваленты пропускной способности разных видов транспорта, что оказалось необходимым для учёта густоты транспортной сети и выявления мощности полимагистралей. Итогом разработки этого направления послужила монография «Транспортная система мира» (1971).
Социально-экономическая картография. Василевский создал оригинальные политические карты мира и частей света, учитывающие типологию стран и раздел мира между империалистическими державами; разработал теорию и методику т. н. вариавалентных проекций, позволяющих строить анаморфированные изображения и получивших признание в мировой картографии. Большое внимание он уделял и картографированию параметров территориальных структур.
Разработка и применение количественных методов в экономико-географических исследованиях. Василевский был одним из основателей семинара по новым методам исследований в экономической географии в Московском филиале Географического общества СССР (ныне Русское географическое общество). Курсы лекций, прочитанные им в середине 1960-х гг. в Москве и Казани, во многом предопределили пути развития этого направления в СССР. Из множества предложенных им новых количественных методов и показателей особого внимания заслуживает разработанное в последние годы жизни учение о географизированной статистике (статистике размещенных совокупностей), синтезирующее традиционный статистический анализ и логику пространственных отношений. Её суть заключается в модификации ряда существующих статистических показателей путём включения в анализ не только значений членов статистического ряда (соответствующих структурным элементам), но и расстояний между ними, вводимых через координатную сетку. Тем самым учитывается фактор взаиморасположения элементов, или территориальной композиции структуры, в целом. Василевский предложил географизированные варианты показателей, дисперсии и ряда коэффициентов территориальной концентрации.
Работы по теории территориальных структур, основы которой были заложены Маергойзом. Они касались преимущественно полиракурсности изучения народнохозяйственной системы, развития схемы параметризации территориальных структур и целенаправленного исчисления параметров, подпараметров и их аспектов.
За рамками географии и экономики направлением его исследований была интерлингвистика. Василевский владел 20 языками и в 1923–1928 гг. совместно с физиком Г. И. Муравкиным (1905–1937) разработал международный искусственный язык универсаль, по сути реформированный эсперанто.
Вопросам перспектив дальнейшего развития географической науки Василевский посвятил свой последний – футурологический – доклад, состоявшийся 18 мая 1984 г. в Московском филиале Географического общества. По его мнению, проблемы и тенденции глобального развития могут выдвинуть социально-экономическую географию с её опытом одновременно пространственного, социально-экономического и экологического мышления на передний край науки для удовлетворения нарастающей потребности в расширении ойкумены средствами «конструктивной экологии».
С осени 1973 г. Василевский являлся членом комиссии по географии транспорта Международного географического союза, во время XXIII Международного географического конгресса (Москва, 1976) был кypaтopoм предконгрессного симпозиума по географии транспорта.
Не считая переводов, многочисленных справок и социально-экономических карт в энциклопедических изданиях, автор более 100 научных работ.
Василевский похоронен на Рогожском кладбище в Москве.
Научный архив Василевского поступил в архив Исследовательского центра Восточной Европы Бременского университета (FSO 01-129 Berzina/Vasilevskij).