Никольский Игорь Владимирович
Нико́льский И́горь Влади́мирович [15(28).3.1907, Калуга – 7.10.1986, Москва], советский географ, специалист в области географии транспорта, региональной географии СССР, географии торговли. Доктор географических наук (1962), профессор (1963).
Родился в семье служащих. Окончив в 1924 г. восемь классов средней школы, прервал обучение, работал пионервожатым в пионерском клубе и районном бюро пионеров, позднее в течение года рабочим на складе карт Военно-топографического управления РККА в Москве.
В 1927 г. поступил на географическое отделение физико-математического факультета МГУ, спустя 2 года начал специализироваться по недавно созданной кафедре экономической географии, которую окончил в 1931 г. (первый выпуск кафедры). Поступил в аспирантуру НИИ географии МГУ. С 1929 г. Никольский принимал активное участие в экспедиционных исследованиях, в частности в транспортно-экономических экспедициях по заданию Главного дорожного управления, которые проводились вплоть до начала Великой Отечественной войны в различных районах страны (Урал, Западная Сибирь, Казахстан и др.). 21 февраля 1935 г. Никольский вторым в СССР (после В. П. Коровицына) защитил кандидатскую диссертацию по географическим наукам «Тип экономической карты области (или автономной республики) Союза (на примере Башкирии)» (научный руководитель Н. Н. Баранский), которая на основе исследований, проведённых в экспедиции в Башкирию, внесла вклад в развитие формирующейся советской экономической картографии. После защиты диссертации остался работать на кафедре экономической географии СССР (ныне кафедра экономической и социальной географии России).
Во время Великой Отечественной войны Никольский возглавлял транспортно-экономическую экспедицию в Казахстане, работа которой имела стратегическое значение для быстрейшего ввода оборонных предприятий, эвакуированных из Европейской части СССР. В 1948–1954 гг. под руководством Н. Н. Колосовского участвовал в комплексной Восточно-Сибирской экспедиции. В 1958 г. возглавил экспедицию по изучению строительной индустрии Казахстана, в течение 1958–1962 гг. руководил комплексной Восточно-Казахстанской экспедицией. В 1960-х гг. Никольский был одним из участников проводимых географическим факультетом МГУ экспедиционных исследований, результатом которых стало создание серии научно-справочных атласов (Целинного края, Тюменской области и Алтайского края). Экспедиционная деятельность Никольского на протяжении более 30 лет сформировала его как учёного-практика, непосредственно использующего основы формирующейся советской районной школы экономической географии в развитии народного хозяйства страны.
После защиты в 1961 г. докторской диссертации «География транспорта СССР» (на основе выпущенного им учебного пособия) Никольский перешёл на должность профессора кафедры, на которой проработал до своей кончины.
В течение почти 50 лет Никольский читал лекции по экономической географии СССР и его регионов, географии транспорта СССР, теоретическим вопросам региональной экономической географии, экономической картографии, географии внутренней торговли – в МГУ, во многих университетах нашей страны, а также в Белградском, Загребском, Карловом университетах. Основные научные направления исследований Никольского: география транспорта, региональная география, проблемы развития территориально-промышленного (ТПК) и строительного комплексов, география торговли.
Первые публикации были посвящены экономической картографии: автор региональных экономических карт и соавтор брошюры, посвящённой условным знакам для карт промышленности. В последующие годы не раз возвращался к этой тематике.
Важное место среди работ Никольского занимают экономико-географические характеристики районов страны. Читая в начале 1950-х гг. лекции по экономической географии в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, он выпустил ряд брошюр по различным регионам РСФСР и республикам СССР. Позднее на географическом факультете им также был подготовлен ряд брошюр по регионам страны. В дальнейшем был автором экономико-географических характеристик Урала и восточных районов России, а также Белоруссии, республик Средней Азии и Казахстана в учебном пособии, посвящённом районной части курса «Экономическая география СССР» (1973), и в последующих изданиях.
География транспорта была основной темой научных исследований Никольского. Первые работы по теме относятся к середине 1950-х гг., в них отражены как проблемы развития транспортной системы страны и её регионов, так и отраслевые проблемы развития транспорта, его взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства (в первую очередь с промышленностью), принципы картографирования транспортных систем. Им опубликованы два издания фундаментального учебника «География транспорта СССР» (1960, 1978), ряд учебно-методических пособий. Никольский являлся научным редактором и соавтором учебника для институтов водного транспорта – «География водного транспорта СССР» (1975, 1983), автором ряда статей, посвящённых транспортному комплексу, в «Краткой географической энциклопедии».
В работах учёного по развитию ТПК рассматривались как теоретические аспекты их формирования и развития, так и характеристики комплексов, расположенных в отдельных регионах страны; проблемы взаимосвязи ТПК и транспортных систем. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. важным направлением его экономико-географических исследований стало изучение строительного комплекса СССР.
Особое место среди работ Никольского занимает брошюра «Теоретические основы региональной экономической географии» (1976), которая представляет собой обобщение взглядов учёного, на протяжении многих десятилетий занимавшегося проблемами региональной географии. В книге рассматриваются вопросы отраслевого и экономического районирования, формирования производственно-территориальных комплексов, территориального разделения труда и специализации экономических районов, показана роль отдельных отраслей хозяйства в районном производственном комплексе.
В последние годы своей деятельности Никольский занялся разработкой нового научного направления – географии торговли. Им был опубликован ряд проблемных статей в ведущих географических изданиях, раздел «Торговля» в учебнике «Экономическая география СССР» (1985). В 1986 г. вышло учебное пособие «География внутренней торговли СССР», которое стало последней прижизненной книгой учёного и единственным до настоящего времени пособием по этому направлению социально-экономической географии.
Отдельные труды Никольского посвящены истории географии (в том числе некоторым учёным), проблемам расселения, внешнеэкономическим связям и др. Ряд его работ опубликован в зарубежных изданиях.
Автор более 170 работ, среди которых более 20 книг, учебников, учебно-методических пособий и брошюр. Под научным руководством Никольского защищено около 20 кандидатских диссертаций.
Никольский вёл большую учебно- и научно-организационную работу: участвовал в работе экономико-географической секции учебно-методического объединения по классическому географическому образованию, занимаясь совершенствованием экономико-географического образования в стране; являлся членом редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Серия 5. География», «География в школе», членом научно-методического совета Московского общества «Знание».
Член Географического общества СССР (ныне Русское географическое общество), действительный член международной комиссии Международного географического союза по географии транспорта (до 1973).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1951), рядом медалей.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.