Дунаевский Евгений Исаакович
Дунае́вский Евге́ний Исаа́кович (30.4.1932, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 1.2.2000, Москва), российский живописец.
Сын композитора И. О. Дунаевского и артистки балета, актрисы Зинаиды Александровны Судейкиной (1902–1979). В 1941 г. эвакуирован в Новосибирск, в 1943 г. семья переехала в Москву.
Тягу к рисованию проявил ещё в раннем детстве, унаследовав её от матери. В 1944–1951 гг. учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), с 1952 г. – в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (класс профессора живописи Ф. А. Модорова). В 1955 г. в числе восьми лучших студентов института (Э. В. Булатов, А. Д. Шмаринов и др.) прошёл летнюю творческую практику на ледоколе «Лена», на её материале написал картину «Ледовые разводья» (опубликована в статье о практике «Северным морским путём». «Смена». № 1. 1956). В 1958 г. с отличием закончил учёбу в институте. Дипломная работа «Суровые годы» была опубликована в журнале «Творчество» (№ 11. 1958. С. 6–7) и экспонировалась на выставках в Академии художеств СССР, на Всесоюзной художественной выставке в Москве (1957–1958; посвящена 40-летию Октябрьской революции 1917) и др. Испытал влияние сурового стиля.
В 1959 г. посетил Самарканд, по итогам поездки создал картины «Самарканд», «Мечеть», «Торговка фруктами». В 1962 г. вступил в Союз художников СССР. Работал по договорам с Комбинатом живописного искусства Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ) и Художественного фонда РСФСР. Последующие годы отмечены рядом больших полотен («На страже родного города», 1977, и др.). Путешествовал по Средней Азии («Бухара», 1965, и др.), Болгарии («Старейшие жители болгарского села Мус-Алы», 1971), Румынии. По материалам поездки в Индию и Непал создал цикл пейзажей (1970-е гг.).
В 1970-е гг. Дунаевский часто выбирал камерные сюжеты, экспериментировал с манерой письма: «Мастерская» (1971), «Точильщик» (начало 1970-х гг.), «Август» (1972), «Окно во двор» (1972), «Натюрморт» (1973), «Портрет Виктора Попова» (1973), «Портрет Семёна Герчика» (1977), «Арбатский дворик» (1977), «Картошка» (1979). Особой свободой, экспрессивностью живописи отличаются полотна «Гонщики» и «Судья на гонках» (обе – конец 1970-х гг.).
В начале 1980-х гг. Дунаевский приступил к созданию крупного полотна «Современники», которое он сам рассматривал как итоговое (287 × 277 см; 1982–1999; Московский музей современного искусства). Оно представляет собой своего рода ретроспективный портрет. Фигуры А. А. Ахматовой, А. А. Блока и В. Э. Мейерхольда образуют устойчивую пирамидальную композицию. Такой приём отсылает зрителя к масштабным работам старых мастеров, как и включение в картину символов (ворон на засохшем дереве и т. п.). При этом манера письма близка к сезаннизму. Крупные насыщенные цветовые пятна первого плана контрастируют с охристым, размытым пейзажем фона. В ходе работы над полотном Дунаевский создал также отдельные портреты Ахматовой (1994), Мейерхольда (1994–1995), Блока (1999), а также ряд произведений на библейские сюжеты, автопортрет (1997), полотно «Балаганчик» (1998–1999).
В 2001 г., уже после смерти Е. И. Дунаевского, в здании Российской академии художеств на улице Пречистенка в Москве состоялась его первая персональная выставка.