Интерлюдия
Интерлю́дия (ср.-век. лат. interludium, от лат. inter – между и ludo – играть).
В литературе
Жанр английской драматургии, получивший развитие в конце Средних веков и в начале эпохи Возрождения. Интерлюдия представляла собой небольшую пьесу, которая разыгрывалась при дворе и в домах знати на различных празднествах профессиональными менестрелями или актёрами-любителями. Явилась переходной формой от моралите к фарсовой комедии: в некоторых интерлюдиях действовали характерные для моралите аллегорические персонажи (добродетели и пороки), однако религиозно-дидактическое начало постепенно вытеснялось из интерлюдии светской тематикой. Крупнейший автор интерлюдий – Дж. Хейвуд.
В музыке
В музыке – короткий эпизод, связывающий более крупные части произведения, иногда оформленный в виде самостоятельной части (как в фортепианном цикле «Ludus tonalis» П. Хиндемита, 1942). В органных хоральных обработках (например, у И. С. Баха) интерлюдия – импровизационная связка между строфами хорала. В многочастных вокальных сочинениях встречаются инструментальные интерлюдии (кантата «По прочтении псалма» С. И. Танеева, впервые исполнена в 1915; сюита романсов «Мадригал» Н. Я. Мясковского, 1908–1909).