Дистрибутизм
Дистрибути́зм, политико-философская теория, в которой обосновывается необходимость широкого распространения в обществе прав частной собственности с целью достижения общего блага. Теория дистрибутизма получила своё развитие в конце 19 – начале 20 вв. благодаря принципам социального учения католической церкви и активной общественной деятельности учёных и литераторов.
Истоки теории дистрибутизма относятся к 1891 г., когда папа Римский Лев XIII опубликовал энциклику «Rerum Novarum», провозгласившую базовый принцип дистрибутизма: «закон должен благоприятствовать собственности, и его политика должна заключаться в том, чтобы побудить как можно больше людей стать собственниками» (Rerum Novarum).
Этот принцип может быть реализован путём реализации работодателями безопасных условий труда для рабочих на предприятиях, повышения их оплаты труда и совершенствования работы профессиональных союзов.
Именно акцент на возможности расширения прав частной собственности рабочих с целью их участия в управлении и защите своих профессиональных интересов послужил основой для переосмысления в целом идей дистрибутизма в науке и политике. Популярность идей дистрибутизма стала реакцией на бурное развитие промышленного капитализма в Европе на протяжении 19 в.
В основе теории дистрибутизма лежит идея о том, что экономика должна служить человечеству в целом, а экономическая деятельность, благодаря которой и появляются объекты частной собственности, должна включаться в систему благ, необходимых людям в их общественной жизни. Вместо идеи индивидуальной неограниченной выгоды при капитализме дистрибутизм обосновывает возможность и перспективу такого общественного строя и социального порядка, при котором частная собственность будет не только реализацией индивидуальной свободы личности, но и средством обеспечения общего блага в силу справедливого распределения. Этим теория дистрибутизма отличается от преувеличения роли как капитализма, так и социализма в социальных учениях 20 в.
Теоретические представления о социальном назначении частной собственности в контексте дистрибутизма развивали британские писатели Г. К. Честертон и Х. Беллок. Частная собственность не предполагает исключительно личное накопление богатства. Это способ обеспечения жизненного уровня семьи и всего общества. Такую цель можно поддерживать усилиями государства, если в экономике отсутствует концентрация собственности у крупных предприятий. В данном аспекте Х. Беллок предлагал использовать дифференцированную систему налогообложения, учитывающую количество объектов собственности в руках конкретных владельцев-налогоплательщиков, что будет сглаживать социальное неравенство (Belloc. 1936. P. 69–72, 93–118). Чем больше имущества будут накапливать работники, тем более гармонично будут выстраиваться их отношения с работодателем.
При этом и Г. Честертон, и Х. Беллок признавали, что от концентрации собственности у крупных предприятий, как и от монополии, избавиться полностью невозможно. В основе их общественного идеала – модель распределительной экономики и идея, что каждый человек или семья должны иметь свой малый бизнес. Так, Г. Честертон в «Очерках здравомыслия» писал о том, что в распределительной экономике происходит «постепенное расширение распределения прибыли между управленцами с помощью гильдий или групп» (Chesterton. 1987. P. 97).
В теории дистрибутизма базовые принципы формируются на основе интерпретации идей социальной католической доктрины. Если в обществе не будет справедливо распределённой собственности, то её владельцы будут находиться под властью капитала и будут принимать решения, исходя из личной выгоды. Кроме того, большие накопления собственности в руках узкой группы лиц позволят им влиять на политический процесс в государстве и вводить коррупционные практики даже в сферу культуры, где коммерциализация может стать губительной.
Дистрибутизм и социальная католическая доктрина формулируют схожий тезис о том, что экономическая свобода в смысле свободной конкуренции не является разумным или справедливым способом управления экономикой. Вместо расширения системы органов государственной власти в дистрибутизме предлагается расширять гражданское участие союзов и гильдий как способ объединения профессиональных запросов групп людей.
Институт гильдий в дистрибутизме воспринимается как объединение людей не по экономическим интересам, а на основе братства и желания вкладывать свои силы в общий проект, производство товаров и их продажу по справедливой цене (а не в результате действия рыночных регуляторов спроса и предложения). Гильдия стимулирует дух гармонии и милосердия между её участниками, представляющими одну профессию, воспитывает справедливое отношение к другим участникам торгового оборота. Х. Беллок в связи с этим отмечал, что гильдии должны создаваться и охраняться посредством специального законодательства (Belloc. 1936. P. 35, 75, 136–140).
Для многих сторонников теории дистрибутизма важна также ценность семьи и семейной жизни. Семья как форма домашней жизни побуждает людей накапливать собственность не ради личного эгоизма, а в интересах всей семьи. Г. Честертон в данном аспекте противопоставлял ценности домашнего семейного очага личному эгоизму владельцев собственности при капитализме, который искажает социальное предназначение собственности (Chesterton. 1994. P. 49). Х. Беллок также подчёркивал фундаментальное значение семьи в модели распределительной экономики: «Когда такое большое число семей в государстве обладает частной собственностью в достаточном количестве, чтобы придать её цвет всему целому, мы говорим о "широко распределённой собственности"» (Belloc. 1936. P. 17). Если при капитализме затраты на рабочую силу – это лишь экономические показатели, то для каждого работника его труд определяет уровень жизни и благополучие его семьи. Тем самым решения в семье принимаются в том числе на основе внеэкономических факторов.
Семья для каждого человека, его дружественные связи, привязанность к месту рождения и жительства, так же важны для принятия жизненно значимых экономических решений, как и расчёт затрат в системе производства. Без объединения работников в союзы и гильдии у них не будет возможности при капитализме учитывать внеэкономические факторы, как в семье. Таким образом, христианское мировоззрение ранних дистрибутистов, к которым относятся Г. Честертон и Х. Беллок, определяло их отношение к семье как ячейке общества, защита которой ведёт к созданию справедливого общественного устройства.
В теории дистрибутизма не обосновываются конкретные предпочтения по поводу наилучшего политического устройства, однако подчёркивается важная роль антимонопольного законодательства, ограничения деятельности частных банков, поддержки обществ ремесленников и культуры, малого бизнеса в развитии общества. Принцип субсидиарности, первоначально провозглашённый папой Римским Пием XI в энциклике «Quadragesimo Anno» и предполагающий принятие ключевых решений малыми группами, рассматривается как наиболее оптимальный способ управления в экономике и обществе (Quadragesimo Anno). В разное время к дистрибутизму тяготели идейные взгляды британской писательницы и драматурга Д. Сейерс, американской журналистки и общественного деятеля Д. Дэй, а в наши дни – идеи британского философа и политолога Ф. Блонда.
На практике предпринимались попытки воплощения идей и принципов дистрибутизма в деятельности Мондрагонской кооперативной корпорации работников в Испании, Гильдии художников и ремесленников имени Святых Иосифа и Доминика в Великобритании и в предвыборной программе Консервативной партии Великобритании «Большое общество».