Децентрализованный контроль
Децентрализо́ванный контро́ль (англ. decentralized control), подход организации к контролю качества, основанный на единстве культурных ценностей, групповых обычаев и воззрений руководства компании и рядовых сотрудников, которые способствуют формированию приверженности целям организации и, как следствие, делегированию исполнителю функции самостоятельного контроля качества производимой продукции со стороны высшего руководства.
Децентрализованный контроль является сравнительно новым управленческим подходом к построению организационной среды и противопоставляется традиционному бюрократическому контролю качества, в основе которого находится жëсткое следование предписываемой политике компании и используемым внутри неё правилам взаимодействия и оформления отчётности о проделанной работе.
Выделяют следующие основные элементы децентрализованного контроля:
сильная корпоративная культура, которая представляет из себя мощный инструмент контроля деятельности сотрудников;
демократизация управления, предполагающая делегирование полномочий и привлечение персонала к разработке и реализации управленческих решений;
групповая ответственность: сотрудники оказываются под пристальным вниманием других членов группы и в результате вынуждены следовать социальным нормам и ожиданиям друг от друга определённого качества труда;
мотивация труда, основанная на корпоративных ценностях, развитии чувства ответственности, уважения и значимости своей роли в компании;
самодисциплина и самоконтроль, которые позволяют удерживать сотрудников в рамках организационных стандартов деятельности и формировать внутреннюю приверженность высоким требованиям к качеству производимой продукции (особенно у опытных сотрудников);
тщательный отбор и адаптация (социализация) наëмных сотрудников с целью дальнейшего воспитания и укрепления в них приверженности организационным целям и ценностям;
доступ к необходимой информации для принятия решений рядовыми сотрудниками компании посредством современных технологий и средств коммуникации.
Согласно американскому теоретику менеджмента Р. Дафту, в 21 в. вместе с изменением философии контроля в организациях происходит переход от бюрократических методов контроля к децентрализованным. В классификации учёного децентрализованный контроль характеризуется ограниченным использованием правил, опорой на ценности, отбором и специализацией сотрудников, гибким распределением полномочий, плоской организационной структурой и экспертной властью. В организации с таким подходом документально оформляются и заверяются только целевые результаты, при этом качество в равной степени контролируют все, опираясь на единство представлений о том, какой именно результат должен быть получен (контроль группы равных). Мотивация сотрудников в данном случае поддерживается не только внешними выгодами (заработной платой, льготами, статусом), как при бюрократическом контроле, но и внутренними (возможностями для карьерного роста, признанием, значимостью работы), а вознаграждение получают не только и не столько отдельные сотрудники, сколько вся рабочая группа в целом.
По своим характерным особенностям децентрализованный контроль сопоставим со стратегией контроля в области корпоративной культуры, выделяемой в рамках классификации стратегий контроля, предложенной теоретиком менеджмента Дж. Чайлдом. Эти схожие особенности построены вокруг формирования чувства приверженности целям и ценностям компании и незначительного формального контроля со стороны руководства (Child. 1973). Характеристики децентрализованного контроля также идентичны клановому подходу к разработке системы контроля, выделенному С. Роббинсом и М. Коултер с опорой на исследования видного американского профессора в области менеджмента У. Оучи (род. 1943), – их сходства заключаются в регулировании поведения сотрудников на основе общих ценностей и сильной организационной культуры, а также в использовании гибкого подхода к решению задач и командных методов работы (Роббинс. 2004).
Адаптивная структура как способ согласования индивидуальных, командных и организационных целей в рамках децентрализованного контроля благоприятствует росту уровня вовлечённости персонала в деятельность организации и, как следствие, существенно повышает общий уровень контроля за качеством производимой продукции. По этой причине в 21 в. многие специалисты в области менеджмента считают, что децентрализованный контроль является более жëсткой формой контроля качества, поскольку предполагает глубокую вовлечëнность специалистов в процесс совместного труда, способность и необходимость отвечать за качество результатов и требует гораздо более ответственного подхода от каждого сотрудника как в отдельности, так и совместно.