Политика организации
Поли́тика организа́ции (греч. πολιτική, от πόλις – город, городская община, государство), рациональная целенаправленная деятельность, осуществляемая индивидами или группами лиц для выявления, осмысления и решения проблем, стоящих перед сообществом, совокупность всех решений и мер, принятых организацией для постановки стратегических задач и их достижения.
Политикой организации также можно считать совокупность всех правил, по которым действует система, и субъектов, входящих в эту систему. Ту или иную политику организации целесообразно рассматривать как составную часть стратегии развития организации. Общая политика организации устанавливает правила для разработки частных разновидностей политики и постановки конкретных целей для функциональных подразделений.
Вопросы, относящиеся к политике предприятия, впервые начали обсуждаться ещё в 1910-х гг. основателем школы научного управления Ф. У. Тейлором и основоположником административной школы управления А. Файолем, однако самостоятельная теория политики организации появилась только к середине 20 в. Часто она принимала вид стратегической теории, а её основные задачи заключались в ответе на вопросы, что обеспечивает организации стабильный успех и каким образом он может быть достигнут с помощью политики организации.
В 1951 г. профессор Бернского университета Х. Ульрих предложил рассматривать политику организации в тесной связи с новым на тот момент пониманием роли предпринимателя. По Ульриху, предпринимателем должен считаться не просто владелец капитала, а управляющий, чьей основной функцией становится принятие значимых управленческих решений (Ulrich. 1951. S. 132).
Примерно в это же время политику предприятия начали изучать в рамках специального курса в школах делового администрирования США. Как писали Р. Гордон и Д. Хоуелл – профессора Калифорнийского и Стэнфордского университетов соответственно, – новая дисциплина называлась «Деловая политика» (англ. Business policy) (Gordon. 1959). В этом курсе студенты Гарвардской школы бизнеса могли связывать воедино прикладные и более специфические знания из других курсов. В начале 1970-х гг. политика предприятия как учебная дисциплина показалась исследователям слишком узкой, потому было предложено рассматривать её в рамках стратегического менеджмента. В частности, профессор Стэнфордского университета Д. Шендел отмечал, что политика организации как дисциплина на тот момент была сосредоточена на изучении студентами бизнес-кейсов, тогда как требовался более широкий взгляд на роль организации по отношению к её внешней среде (Schendel. 1972. P. 4). Подобный, более глобальный подход к анализу политики организации стал следующим этапом в развитии концепции.
Таким образом, теоретики менеджмента продолжают мысль Ульриха, отмечая, что именно политика предприятия должна регулировать наиболее общие системные вопросы его деятельности. В разные годы политика организации считалась то прикладной, то глубоко теоретической дисциплиной (Рюли. 1996).
В 1980-х гг. термин «политика организации» применялся как теоретический и практический конструкт – от политики как основы для построения и внедрения корпоративной стратегии до решения глобальных общественных проблем через политику организации. Поднимались вопросы корпоративной социальной ответственности, которые с течением времени действительно стали определяющими в политике многих организаций.
С начала 1990-х гг. для принятия управленческих решений компании начали активно использовать компьютеры. В результате благодаря компьютерной поддержке решения всë в большей степени стали базироваться на результатах формальных оценок и расчётов, при этом исследователи отмечают, что роль личных качеств руководителя не уменьшилась, а зачастую даже возрастала. Такая ситуация объясняется тем, что различные алгоритмы принятий управленческих решений могут оказываться несовместимыми между собой из-за противоречивости требований, неоднозначности оценок одной и той же ситуации, ошибок в выборе приоритетов и большой степенью неопределенности.
Представления о политике организации 21 в. уравнивают её с уставом и культурой предприятия как одну из основ нормативного менеджмента (предполагающего разработку и реализацию философии и предпринимательской политики организации, определение позиции последней в конкурентной рыночной нише, а также формулирование общих стратегических намерений компании). Политика организации должна помогать упорядочивать и систематизировать внешнюю среду, а также выделять наиболее приоритетные направления работы.