Сериализм
Сериали́зм (сериальная техника), техника музыкальной композиции, распространённая преимущественно в Западной Европе в 1950–1960-е гг.
В теории музыки различают сериализм (сериальную технику) и серийную технику. В сериальной технике, в отличие от серийной, «принцип неповторяемости» распространяется не только на высоту звука, но и на другие его параметры – длительность (ритм), громкостную динамику, тембр, исполнительский нюанс (штрихи и приёмы).
Зарождение сериализма обычно связывают с А. фон Веберном, который в некоторых своих сочинениях распространил идею додекафонии на тембр (Пассакалия ор. 1, Симфония ор. 21), динамику и артикуляцию (Вариации ор. 27), ритм (Вариации ор. 30).
Русский композитор Е. Голышев в струнном трио (1914; изд. в 1925 с подзаголовком «Zwölftondauer-Musik») кодифицировал не только ряд звуковысот, но и ряд ритмических длительностей. Полноценные примеры сериализма впервые встречаются у О. Мессиана (пьеса «Лад длительностей и интенсивностей» из цикла «4 ритмических этюда для фортепиано», 1949).
Свой классический вид сериализм приобрёл в 1950-е гг. у композиторов т. н. дармштадтской школы – П. Булеза, К. Штокхаузена, Л. Ноно, Б. Мадерны. Излюбленная разновидность сериализма у дармштадтских сериалистов 1949–1955 гг. – точечная музыка (пуантилизм). Для точного программирования серий любой сложности композиторы-сериалисты активно обращались к электронике («Spiritus intelligentiae Sanctus» Э. Кшенека, 1956). В 1960-х гг. в технике сериализма экспериментировали российские композиторы А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, А. Пярт, Н. Н. Каретников. Сериализм подавался его создателями как «новый способ музыкального мышления», однако уже в последние десятилетия 20 в. интерес к нему угас.