Сан-Педро-де-ла-Наве
Сан-Пе́дро-де-ла-На́ве (San Pedro de la Nave), церковь в Центральной Испании, в посёлке Эль-Кампильо в составе муниципалитета Сан-Педро-де-ла-Наве-Альмендра, провинция Кастилия-Леон; памятник архитектуры.
Впервые упомянута в 907 г., когда в период правления Альфонсo III Великого окрестности г. Самора снова стали заселяться христианами в процессе Реконкисты. О посвящении церкви апостолу Петру известно по меньшей мере с 10 в., современное название прослеживается с 1601 г. (González Balasch. 1989. P. 11–13). Некоторое время церковь принадлежала галисийскому аббатству Селанова (первое документальное свидетельство относится к 1222), другим претендентом на владение ею выступало аббатство Сан-Херонимо-де-Вальпараисо в Кордове, а в 1509 г. она была окончательно приписана к аббатству Сан-Бенито-де-Самора (González Balasch. 1989. P. 400–401).
Согласно местной легенде, храм основан Юлианом и Василисой. Юлиан, которому было предсказано, что он убьёт своих родителей, в страхе бежал в Лузитанию, где женился на Василисе. В один из дней в его отсутствие в дом вошли его родители, которые разыскивали сына. Василиса оказала им гостеприимство и предложила для отдыха брачное ложе. Вернувшись домой и увидев лежащие фигуры, Юлиан убил обоих, решив, что жена изменила ему. После этого Юлиан вернулся в родной посёлок и в знак покаяния основал монастырь на реке Эсла, где оказывал гостеприимство паломникам, перевозя их через реку. Однажды во время грозы ему явился ангел под видом паломника, страдающего проказой; Юлиан переправил его через реку и предложил ему своё ложе для отдыха, после чего ангел возвестил Юлиану прощение его греха. Саркофаг, расположенный в храме (т. н. гробница святых лодочников) отождествляется с местом погребения Юлиана и Василисы. Вероятно, имена героев легенды восходят к именам мучеников Иулиана и Василиссы Египетских, издревле почитаемых в Испании христианских святых.
Изначально храм располагался на берегу реки Эсла, однако при строительстве дамбы Рикобайо ввиду угрозы затопления был в 1930–1932 гг. перенесён на новое место, в 2 км от прежнего, трудами историка и археолога М. Гомеса-Морено. В ходе транспортировки также были найдены древнеримские надгробия, которые использовались для изготовления фундамента. Храм построен из блоков песчаника без использования раствора. Наличие трансепта и прямоугольной апсиды с пресбитерием придают форму креста восточной части, перекрытой цилиндрическими сводами; средокрестие увенчано башней. Апсиду отделяет подковообразная арка, характерная для архитектуры вестготов, две колонны в её основании – сполии, взятые из более древнего здания римской эпохи. С северной и южной сторон к пресбитерию примыкают дополнительные помещения. Западная часть имеет форму базилики без нартекса, где три нефа отделены друг от друга аркадами на столбах.
В скульптурном декоре храма прослеживается влияние византийской традиции: мотивы и частично техника исполнения близки к ранневизантийским памятникам Равенны, включая церковь Сан-Витале (Каптиков. 2014. C. 26). Фризы, импосты и базы колонн украшены орнаментом с растительным и геометрическими мотивами, изображениями креста. Капители колонн, фланкирующих вход в апсиду, отличаются более схематичным геометризованным рисунком, в то время как на капителях в средокрестии запечатлены фигуры райских птиц, апостолов, сцены жертвоприношения Авраама и «Даниил во рву львином».
С момента публикации отмывок фасадов и прорисей скульптурных деталей храма в сборнике «Архитектурные памятники Испании» (около 1876/1877, брошюра № 50, офорты по рисункам Р. Арредондо-и-Калмаче) время постройки храма является предметом споров в научном сообществе. Так, бо́льшая часть учёных датирует храм концом 7 – началом 8 вв., причисляя его к памятникам вестготской архитектуры наряду с храмами Сан-Хуан-Баутиста в Баньосе (651–661; по другим данным, после 711), Санта-Мария-де-Кинтанилья-де-лас-Виньяс (конец 7 – начало 8 вв., оба в провинции Бургос), Санта-Лусия-дель-Трампаль (7–9 вв., провинция Касерес), Санта-Мария-де-Мелке (7–8 вв., провинция Толедо), Санта-Комба-де-Банде близ Оренсе (7 в., провинция Оренсе) и криптой Cвятого Антолина (2-я половина 7 – 11 вв.) в соборе Паленсии. Другие исследователи (Л. Кабальеро Сореда, Ф. Арсе Саинс) считают, что храм построен в 9–11 вв., относя его, таким образом, к памятникам мосарабской архитектуры. На основе архитектурного анализа Р. Корсо Санчес предположил, что восточная часть храма является более древней и построена, когда храм принадлежал монашеской общине, в то время как западная, где изображения на капителях носят повествовательный характер, является более поздней приходской пристройкой (Corzo Sánchez. 1986. P. 196), а также, что нынешний храм построен на месте более древнего, фризы и колонны которого использованы повторно (Corzo Sánchez. 1986. P. 141–143, 195). Обе гипотезы не подтвердились в ходе раскопок Л. Кабальеро Сореды на месте изначального расположения храма в 1997 г., когда уровень воды в водохранилище снизился (Caballero Zoreda. 1997. P. 79–113).
Церковь Сан-Педро-де-ла Наве, как и другие испанские храмы неразделённой Церкви, является местом поклонения православных паломников. «Жертвоприношение Авраама» с капители храма воспроизведено на мраморном жертвеннике (2015, скульптор А. Солер) русского православного собора Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде (2011–2013, архитекторы А. Р. Воронцов, Х. Сан Висенте).