Церковь Святой Ирины в Стамбуле
Це́рковь Свято́й Ири́ны в Стамбу́ле (греч. Айя-Ирини, ‘Aγία Εἰρήνη, «храм Святого Мира»; тур. Aya İrini), памятник византийской архитектуры, один из важнейших и крупнейших храмов Константинополя.
По сообщению Сократа Схоластика (Церковная история. Книга I. Глава XVI), церковь на месте современной постройки существовала ещё в древней Византии. После 324 г. император Константин Великий возвёл и украсил новую церковь, посвятив её Святому Миру (греч. Айя-Ирини, откуда происходит традиционное русское название церкви – Святой Ирины) – в честь окончания многолетней гражданской войны и установления мира и единовластия по всей Римской империи. До освящения храма Святой Софии в 360 г. храм Святой Ирины выполнял функции кафедрального собора. Вместе со Святой Софией они образовывали единый двор и обслуживались тем же клиром.
В январе 532 г., во время восстания «Ника», церковь Святой Ирины была сожжена до основания, после чего её в тот же год начали строить заново по указанию императора Юстиниана I. В декабре 564 г. при обширном пожаре, охватившем весь район Святой Софии, пострадали атриум и часть нартекса Святой Ирины. В 740 г., в последний год правления императора Льва III Исавра, здание разрушилось при землетрясении и было реконструировано, вероятно, при его наследнике, императоре Константине V Копрониме.
Церковь Святой Ирины упоминается в источниках в связи с конфликтом патриархов Игнатия и Фотия. В 859 г. на соборе в храме Святых Апостолов изгнанный патриарх Игнатий был анафематствован, в то время как его сторонники, заседавшие в церкви Святой Ирины, объявили низложение недействительным. Церковь вновь появляется в источниках около 907 г. – в связи со спором вокруг четвёртого брака Льва VI Мудрого, вопреки воле патриарха Николая I Мистика женившегося на Зое Карвонопсине. Патриарх низложил пресвитера, совершившего венчание, и отказал в причастии самому императору, за что был изгнан и заменён лояльным патриархом Евфимием II. Церковно-политический раскол продолжался до 920 г. и был разрешён на созванном императором Романом I Лакапином поместном Соборе, осудившем четверобрачие. Постановления Собора 920 г. надлежало зачитывать каждый июль с кафедры церкви Святой Ирины во время специальной службы, по окончании которой император и патриарх совершали крестный ход к храму Святой Софии.
В Великую Пятницу патриарх в присутствии придворных совершал в церкви Святой Ирины службу оглашенных.
В османское время она никогда не служила мечетью: церковь Святой Ирины вошла в состав дворца Топкапы и вместила казарму. В 19 в. в ней был устроен музей древностей, экспонатами которого были важные византийские памятники: пьедестал серебряной статуи императрицы Евдокии (начало 5 в.), прижизненный памятник знаменитому возничему 5–6 вв. Порфирию, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады Константинополя турецкими войсками в 1453 г. Позже в церкви разместился Музей оружия. С 1939 г. она является самостоятельным музеем, с 1973 г. – одна из площадок Стамбульского международного музыкального фестиваля.
Будучи первоначально базиликой, церковь Святой Ирины после перестройки около 740 г. приобрела уникальную купольную структуру. Центральный неф разделён на два неравных компартимента, каждый из которых увенчан куполом на мощных прямоугольных столпах (восточный имеет полусферическую форму, плоский западный – эллиптическую).
Боковые нефы отделены от центрального пространства изящными мраморными колоннами, соединёнными арками. Капители псевдоионического ордера, украшенные скромными волютами, несут трапециевидные импосты с монограммами (со стороны боковых нефов – монограммы императора Юстиниана I и императрицы Феодоры, аналогичные их монограммам в Святой Софии, со стороны центрального нефа – кресты; такое расположение монограмм возникло, вероятно, в 8 в. при реконструкции церкви императорами-иконоборцами).
Перекрытые поперечными коробовыми сводами боковые нефы служат основанием хор, обходящих храм с севера, юга и запада. Вероятно, вход на них осуществлялся снаружи, о чём свидетельствуют фрагменты стены и лестничного подъёма на южной стороне нартекса. На востоке архитектурный объём завершён полигональной апсидой, с запада – нартексом 6 в., открывающимся в обширный атриум.
Внутреннее пространство Святой Ирины наполнено светом: тонкие стены из плинфы прорезаны четырьмя рядами окон с севера и юга, а также тремя большими окнами в алтаре, в котором сохранился уникальный синтрон (сиденье для епископов) с коридором под ним.
Верхние зоны стен и купол некогда украшали мозаики. Сохранилась декорация апсиды – редкий пример столичного искусства периода иконоборчества (726–843). На золотом фоне с зелёным позёмом размещён обрамлённый чёрным контуром крест. Композицию сопровождают надписи: библейские цитаты, в том числе отрывок из 64-го Псалма. Фрагменты ранних орнаментальных мозаик сохранились также в южном нефе и нартексе (того же характера, что и декоративные мозаики Святой Софии 6 в.).
С запада церковь предваряет атриум, значительно перестроенный после турецкого завоевания. С юго-востока располагалась обширная цистерна, обнаруженная в ходе раскопок в 20 в.