Тег

Типы зданий

Типы зданий
Найденo 16 статей
Интерьер базилики Санта-Сабина в Риме. Ок. 422–432
ТерминыТермины
Базилика (тип здания)
Бази́лика, тип прямоугольного, протяжённого в плане здания, разделённого рядами опор на три или пять продольных нефов, освещаемых через клеристорий – окна в стене повышенного центрального нефа. В Древнем Риме – общественная постройка, предназначенная для собраний; в христианской культуре – храм, церковь. Древнейшие базилики появились в Риме во 2 в. до н. э. Массовое возведение христианских базилик началось после издания Миланского эдикта в 313 г.; в 4–6 вв. они представляли собой главный архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов. В восточнохристианской архитектуре с 8 в. происходило постепенное оттеснение больших базилик более компактными зданиями с центрическим планом. В западнохристианской архитектуре со 2-й половины 8 в. базилика утвердилась как основной тип церковного здания.
Термины
Мавзолей
Мавзоле́й, один из видов мемориальных сооружений; монументальная надземная погребальная постройка. Название происходит от имени Мавсола, правителя Карии, гробницей которого стал Галикарнасский мавзолей (около 350 до н. э., ныне в г. Бодрум, Турция). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме, позже – на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1930; Хо Ши Мина в Ханое, 1975; и др.).
Николас Хоксмур. Мавзолей Чарлза Хауарда на территории замка Хауард, Великобритания. 1729–1742
Термины
Небоскрёб
Небоскрёб, тип здания, вертикальные геометрические параметры которого многократно (от 1:6 и больше) превосходят горизонтальные, а максимальные высотные отметки превышают значение в 150 м (зарубежная практика) или 120 м (российская практика). Из-за экстремальной нагрузки на все системы здания (конструктивные, инженерные и прочие) небоскрёбы относятся к самым сложным и дорогостоящим типам архитектурных сооружений. Технические и геометрические параметры небоскрёба определяются в основном атмосферными (ветровая горизонтальная нагрузка, атмосферное давление и др.) и геологическими (сейсмическая активность, качество грунта) факторами.
Уильям ван Ален. Здание небоскрёба «Крайслер билдинг», Нью-Йорк. 1928–1930
Термины
Окказиональная архитектура
Окказиона́льная архитекту́ра, сооружения, возводимые к конкретному случаю: торжеству или официальной церемонии. Как правило, представлена временными постройками (павильоны, триумфальные арки и ворота, обелиски, катафалки, трибуны для зрителей и др.) из недолговечных материалов (дерево, холст, гипс и др.). Известна с древности. Иногда объекты окказиональной архитектуры заменяют в дальнейшем постоянными мемориальными сооружениями (Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, 1827–1834, архитектор В. П. Стасов, на месте деревянных ворот 1814, архитектор Дж. Кваренги).
Изображение фейерверка на Ходынском поле под Москвой в июле 1775 года в честь заключения мира с Турцией. 2-я половина 18 в. Гравюра по рисунку Матвея Казакова
Термины
Ораторий
Орато́рий (от лат. oratorium – молитвенный дом, молельня), в Римско-католической церкви – небольшой храм, предназначенный, в отличие от приходской церкви, для использования узким кругом верующих (чаще всего одной семьёй или особой религиозной общиной). Может занимать отдельное здание или быть частью постройки: жилой (частного дома, дворца) или общественной (образовательного учреждения, больницы и др.). Хотя оратории возводились с раннехристианской эпохи, наибольшее распространение они получили после Контрреформации.
Искусство
Термины
Лабиринт
Лабири́нт, сооружение со сложным и запутанным планом. Древние авторы (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Плиний Старший и др.) сообщают о пяти лабиринтах: критском (с ним отождествляется дворец в Кноссе и святилище Зевса Лабрандского), египетском (заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III в Хаваре в районе Файюмского оазиса), лабиринтах на островах Самос и Лемнос, италийском (гробница Порсены, этрусского царя г. Клузий). В Средние века мотив лабиринта (круглого в плане, квадратного или 8-угольного) встречается на вымостке пола соборов (Шартр, Амьен, Лукка и др.). Подобные изображения назывались «Путь в Иерусалим»; самые поздние из них относятся к 14 в. В период Нового времени лабиринтом также называли сложную систему садовых дорожек, разделённых живыми изгородями, элемент регулярного парка (лабиринт в парке замка Хэмптон-корт в Лондоне).
Лабиринт в интерьере собора Нотр-Дам, Шартр. Ок. 1200
Произведения градостроительства
Зальная церковь
За́льная це́рковь (нем. Hallenkirche, Saalkirche), разновидность базилики, интерьер которой отличается единством и слитностью составных частей. Как правило, это достигается единой высотой нефов или отсутствием боковых нефов и трансепта. Такие базилики, известные с 11 в., были распространены в романском стиле, готике, неоготике, отличаются хорошей освещенностью за счёт расположения окон в стенах боковых нефов, а не в зоне клеристория, и требуют особых конструктивных решений, в частности, отказа от эмпор. Термин введен в употребление немецким историком искусства Х. Любке в середине 19 в.
Интерьер церкви Святого Кре­ста (Хей­лиг­кройц­кир­хе) в Швебиш-Гмюнде. Ок. 1320 – 1410.
1
2