Atari (серия консолей)
Atari, серия видеоигровых консолей, разработанных американской компанией Atari и выпускавшихся в 1970–1990-х гг. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. консоли Atari занимали лидирующее положение в индустрии видеоигр и оказали большое долгосрочное влияние на становление и развитие американского рынка консолей. После кризиса 1983 г., который привёл к обвалу рынка видеоигр в США, компания утратила главенствующие позиции, а в середине 1990-х гг. свернула своё присутствие в сегменте консолей. Сосредоточившись на разработке видеоигр, Atari заняла периферийное положение в индустрии. В начале 2020-х гг. компания выпустила первую за долгое время консоль, ориентированную на сообщество ретрогеймеров и не составившую конкуренции лидерам рынка, – PlayStation от Sony или Xbox от Microsoft.
Компания Atari на рынке видеоигр
Компания Atari возникла в начале 1970-х гг. и стала одним из пионеров в американской индустрии видеоигр. В 1972 г. Atari выпустила аркадный автомат с игрой «Pong», ставший хитом продаж, а затем домашнюю версию игры на выделенной консоли. В последующие несколько лет компания представила несколько выделенных консолей, имевших успех не только в США, но и на зарубежных рынках (прежде всего в Японии), закрепив своё лидерство в игровой индустрии (Smith. 2019).
Позиции компании были серьёзно подорваны кризисом 1983 г., обрушившим американский рынок видеоигр. В 1984 г. Atari была разделена на два независимых подразделения – Atari Corporation и Atari Games, первое из которых занималось в основном производством консолей, а второе – разработкой видеоигр. Чтобы восстановить свои позиции, Atari начала интенсивную разработку новой консоли и в 1986 г. выпустила систему Atari 7800, которая, несмотря на улучшенные технические характеристики и обратную совместимость с более ранними консолями компании (т. е. возможность запускать игры, разработанные для систем предыдущего поколения), не стала коммерчески успешной вследствие ожесточённой конкуренции со стороны Sega Master System и Nintendo Entertainment System (NES), доминировавших на американском рынке (Stanton. 1986).
В попытке компенсировать потери, в конце 1987 г. Atari Corporation выпустила гибридную консоль Atari XEGS, которая представляла собой переработанный вариант домашнего компьютера (ПК) Atari 65XE и позиционировалась на рынке как расширенная видеоигровая система, сочетающая игровой и рабочий функционал. Релиз оказался неудачным: продажи устройства не превысили нескольких сотен тысяч экземпляров (Friedland. 1988). В конце 1993 г. Atari выпустила на американский рынок консоль Atari Jaguar, которая позиционировалась как первая в мире 64-битная игровая система (хотя фактически 64-битным был лишь её графический, а не центральный процессор). Слабая поддержка со стороны сторонних разработчиков, наряду с относительно высокой стартовой ценой и мощной конкуренцией со стороны Sony и Sega, привели к коммерческому провалу Jaguar и уходу Atari с рынка консолей (Atari Corporation: Form 10-K. 1996). Позиции Atari Games в это же время оставались прочными, и на протяжении 1990-х гг. компания осуществила релиз нескольких успешных проектов – файтингов «Primal Rage» (1994) и «Mace: The Dark Age» (1997) и др.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. после серии корпоративных поглощений права на бренд Atari (в тот момент – Atari SE) перешли к французской компании Infogrames, в 2009 г. переименованной в Atari SA; под её управлением бренд развивается поныне. В 2000-х гг. вышла серия консолей Atari Flashback с предустановленной библиотекой классических игр Atari 1970–1980-х гг. (Baer. 2004). В 2021 г. компания выпустила Atari VCS – нишевую консоль 9-го поколения, позволяющую запускать не только игры классического периода Atari, но и некоторые игры для ПК. К концу 2021 г. было продано около 100 тыс. экз. консоли – несопоставимо мало в сравнении с лидерами индустрии, такими как Xbox Series X/S, Nintendo Switch или PlayStation 5 (Atari: Présentation investisseurs. 2021).
Основные консоли Atari
Самыми известными и оказавшими наибольшее влияние на индустрию консолями Atari считаются Atari 2600 и её более продвинутый вариант – Atari 5200, а также Atari 7800. Упоминания заслуживает также инновационная приставка Atari Jaguar, вышедшая в начале 1990-х гг. Если первые три системы во многом определяли облик ранних поколений консолей, то последняя, хотя и оказалась провальной с коммерческой точки зрения, отличалась передовыми техническими характеристиками.
Atari 2600
Atari Video Computer System (Atari VCS, позже известная как Atari 2600) – стационарная консоль 2-го поколения, разработанная компанией Atari и выпущенная на рынок в сентябре 1977 г. Atari 2600 была одной из первых консолей, использовавших картриджи в качестве съёмных носителей информации, что выгодно отличало её от большинства домашних видеоигровых систем того времени, снабжённых лишь несколькими предустановленными играми. В комплекте также поставлялись джойстик и два дополнительных контроллера в форме колеса, предназначенные для определённых типов игр. Тактовая частота центрального процессора консоли составляла 1,19 МГц, а объём оперативной памяти ограничивался 128 Б (Stuart. 2017).
Консоль не только стала одним из самых успешных устройств Atari (к середине 2000-х гг. продано свыше 30 млн экз.), но и входит в число наиболее влиятельных систем своего поколения (A Brief History of Game Console Warfare). Благодаря широкой популярности Atari 2600 использование картриджей в качестве носителей для игр стало универсальным стандартом для индустрии видеоигр на несколько поколений вперёд. Технология картриджей давала пользователям выбор, позволяя покупать конкретные игры, а поддержка сторонних разработчиков обеспечила консоли обширную игровую библиотеку. Главными хитами Atari 2600 стали портированные версии аркадных игр, такие как «Space Invaders» (1978), «Asteroids» (1979) и «Missile Command» (1980), а абсолютный рекорд продаж принадлежит «Pac-Man» (1980) с 8 млн копий к 1990 г. (Vendel. 2009).
С конца 1970-х до начала 1980-х гг. компания выпустила несколько версий консоли, различающихся дизайном и техническими характеристиками: например, в 1983 г. для продажи в Японии была выпущена модель под названием Atari 2800, а в 1986 г. на американском рынке появилась модель 2600 Jr., отличающаяся от оригинала меньшим размером и более низкой ценой (Vendel. 2016). Наиболее известная версия Atari VCS – Atari 5200 SuperSystem, или просто Atari 5200, представленная на американском рынке в ноябре 1982 г. Atari 5200 обладала центральным процессором с тактовой частотой в 1,79 МГц, а объём оперативной памяти составлял 16 Кб (Buchholz. 1984. P. 59). Поскольку модель появилась на рынке в канун кризиса 1983 г., подорвавшего американскую индустрию видеоигр, продажи Atari 5200 были значительно ниже ожидаемых, несмотря на улучшенные технические характеристики и обширный каталог игр. В результате к маю 1984 г. производство консоли было свёрнуто, а общий объём продаж составил около 1 млн экз. (Schrage. 1984).
Atari 7800
Atari 7800 ProSystem, или просто Atari 7800, – стационарная консоль 3-го поколения, разработанная компанией Atari и вышедшая на рынок в мае 1986 г. Atari 7800 была одной из первых консолей, поддерживавших обратную совместимость, благодаря чему пользователи получали доступ к расширенной библиотеке игр. Консоль была оснащена центральным процессором с тактовой частотой 1,79 МГц (однако при обращении к некоторым чипам она падала до 1,19 МГц) и 4 Кб оперативной памяти. В комплект поставки устройства входил джойстик, а позднее для консоли был выпущен световой пистолет под названием Atari XG-1 Light Gun, предназначенный для нескольких игр.
Хотя благодаря обратной совместимости на старте продаж консоли было доступно около 400 игр, подавляющее большинство из них вышли ещё в конце 1970-х – начале 1980-х гг., в разгар золотого века аркад. Непосредственно для Atari 7800 было разработано лишь 59 игр, при этом среди них не было коммерческих хитов, сопоставимых с играми прошлого поколения. К тому же на момент выхода Atari 7800 на американском рынке консолей господствовала компания Nintendo, чья 8-битная система NES уже стала международным хитом продаж, а вскоре в конкуренцию включилась компания Sega, выпустившая консоль нового поколения. В результате продажи Atari 7800 оставались гораздо ниже ожиданий, и консоли не удалось занять значимую долю рынка: к лету 1988 г. было продано около 1 млн экз., в то время как NES значительно превысила этот показатель ещё в начале 1987 г. Когда в январе 1992 г. Atari сняла модель 7800 с производства, компания контролировала лишь 12 % американского консольного рынка против 80 % у Nintendo (Nintendo Suit by Atari Is Dismissed).
Atari Jaguar
Atari Jaguar – стационарная консоль 5-го поколения, разработанная компанией Atari, релиз которой состоялся в ноябре 1993 г. Консоль должна была составить конкуренцию доминировавшим на рынке 16-битным системам Sega Mega Drive и Super Nintendo и позиционировалась как первая 64-битная игровая машина (Atari Ships Jaguar For New York And San Francisco Markets … 1993). Устройство обладало передовыми техническими характеристиками: объём оперативной памяти составлял 4 Мб, опережая показатели основных конкурирующих консолей, а позже для Atari Jaguar был выпущен CD-привод, не только дающий доступ к дополнительным играм, но и позволяющий сохранять прогресс в их прохождении (Atari's 64-bit Jaguar Stalks the Competition).
Несмотря на технологическое превосходство консоли Atari Jaguar над конкурентами, её выпуск стал масштабным коммерческим провалом. Для устройства было разработано лишь 50 официальных игр, что, в сочетании с выходом в 1995 г. первой консоли Sony PlayStation, привело к оттеснению Atari на маргинальные позиции в индустрии (Thomas. 1996). По состоянию на 1996 г. было продано около 150 тыс. экз. консоли, в то время как объём продаж Super Nintendo и Sega Mega Drive исчислялся миллионами единиц (Atari Corporation: Form 10-K. 1996. P. 8). Неудача с Atari Jaguar побудила компанию прекратить борьбу за лидерство в консольной индустрии, сосредоточившись на разработке игр.
Влияние на индустрию и массовую культуру
Ранние консоли компании Atari оказали определяющее влияние на индустрию видеоигр, прежде всего на американском рынке. Системы Atari 2600, Atari 5200 и Atari 7800 занимали передовые позиции не только по коммерческим показателям, но и по числу концептуально значимых игр, многие из которых задали жанровые стандарты на годы и даже десятилетия вперёд. Многие из разработанных Atari игр первоначально выходили на аркадных системах, приведя к расцвету популярности этих устройств (золотому веку аркад) и значительно расширив аудиторию любителей видеоигр. Повсеместное распространение аркад привело к проникновению видеоигр в массовую культуру и их превращению в крупный (по числу вовлечённых людей и объёмам доходов) сегмент индустрии развлечений. Благодаря тому что Atari систематически портировала свои игры на домашние консоли собственного производства, аудитория игроков не только сохранялась, но постепенно росла, охватывая всё новые демографические группы. Популярность ранних консолей и аркадных машин Atari обеспечила видеоиграм постоянное место в ряду повседневных развлечений миллионов людей по всему миру.
К числу концептуально значимых игр, разработанных или выпущенных для консолей Atari, можно отнести такие релизы, как «Pong», «Asteroids» и «Space Invaders» (для 1970-х гг.), а также «Pitfall» (1982), «Missile Command» и «Pac-Man» (для 1980-х гг.). Эти игры задали стандарт для многих подражателей, прежде всего с точки зрения организации игрового процесса (возможность совместной игры, в том числе друг против друга, прогрессия сложности с каждым уровнем и т. д.), а многие элементы их гейм-дизайна и ныне используются в платформерах, экшенах или аркадных играх.
Игры «Pong» и «Asteroids» были первоначально выпущены для аркадных систем и вскоре появились и на домашних консолях Atari, где их ожидал коммерческий успех (The video game explosion … 2007). Игра «Space Invaders» была импортирована Atari на американский рынок из Японии и тоже стала сначала хитом аркад, а затем домашних консолей (Geddes. 2012). Что касается «Missile Command», то игра не только стала кассовым хитом, но и определила направление развития жанра шутера (The Top 100 Video Games). «Pitfall» дала старт франшизе и стала образцом для многих последующих платформеров, поныне оставаясь одной из самых влиятельных игр своего времени (Montfort. 2009. P. 107). Игра «Pac-Man», которую Atari также импортировала с японского рынка в США, дала индустрии один из первых повсеместно узнаваемых символов и превратилась в самостоятельный феномен поп-культуры, повлиявший не только на видеоигры, но также музыку и фильмы (Goldberg. 2002).