Ретрогейминг
Ретроге́йминг (англ. retrogaming), увлечение старыми видеоиграми в форме их регулярного перепрохождения, коллекционирования, портирования на другие устройства и иных видов активности. Поскольку рейтрогейминг связан с ностальгическим переживанием игр и снятых с производства игровых устройств, его также называют классическим, олдскульным (англ. old school, буквально – старая школа), или винтажным, геймингом (Thomasson. 2023). Любители ретрогейминга образуют субкультуру в рамках более широкого направления – ретрокомпьютинга (увлечение старыми компьютерами и программами) (Takhteyev. 2013). Среди наиболее популярных примеров игр для ретрогейминга – «Doom» (1993), «Sonic the Hedgehog» (1991) для Sega Mega Drive, «The Legend of Zelda: Ocarina of Time» и др.
Термин «ретрогейминг» остаётся размытым, поскольку охватывает практически любое взаимодействие со старыми видеоиграми, включая обращение гейм-дизайнеров и разработчиков к эстетике ретроигр, главным образом к пиксельной графике (пиксель-арт) и к программной музыке – чиптюну (англ. chiptune), 8- и 16-битным звуковым эффектам и мелодиям. Ностальгия по пиксельной графике находит своё выражение во множестве новых игр, особенно относящихся к категории инди, которые вдохновлены старыми образцами. Термином «ретрогейминг» также обозначают перевыпуск старых видеоигр и игровых приставок в виде лимитированных серий.
История ретрогейминга
Ретрогейминг возник в момент появления видеоигровой индустрии. Игровые устройства первых десятилетий своего развития эволюционировали очень быстро, выпускались одновременно множеством компаний, которые не стремились к совместимости различных платформ. Как следствие, видеоигры стремительно устаревали, что стало неотъемлемой чертой игровой культуры, и наряду с отслеживанием новинок в сообществе геймеров стал культивироваться интерес к ранее вышедшим играм. Кроме того, демократичная среда разработки на раннем этапе развития компьютерных игр сформировала особую культуру моддинга (англ. modding, от to modify – изменять) и демейка (от англ. demake – переделывать; разработка новой игры в эстетике старых игр): многие игры переписывались, видоизменялись, портировались программистами произвольно и без разрешения авторов. Пример демейка: «The Witcher 3 Demake (Witcher 3 Difficult choices)» (2016), демейк серии игр «Ведьмак».
Во всём мире отмечается рост среднего возраста геймеров, что также способствует развитию ностальгических тенденций и стремлению воссоздать аутентичную атмосферу классического гейминга времён детства и юности целевой аудитории видеоигр. Ретрогейминг тесно связан с понятиями коллективной памяти (public memory) и личной идентичности геймера (Heineman. 2014). Проблема несовместимости старых видеоигр с новыми устройствами порождает запрос на различные технологии актуализации ранее выходившей продукции: эмуляцию, ремастеринг, портирование и др. Одним из наиболее заметных проявлений ретрогейминга выступает рост популярности профильных видеоблогеров, специализирующихся на летсплеях (англ. let’s play, буквально – давай поиграем), стримах и обзорах старых игр (Костин. 2017).
При обсуждении ретрогейминга старые видеоигры определяются по-разному. Иногда к ним относят игры, написанные для устройств [персональных компьютеров (ПК), консолей, игровых автоматов], которые больше не выпускаются или не обслуживаются компаниями-производителями. Другой подход состоит в проведении условной хронологической черты, отделяющей ретроэпоху от современности. В области компьютерных игр речь может идти о моменте перехода от двухмерной графики к полноценной трёхмерной или о массовом распространении Интернета. В рамках консольного гейминга также существует условное деление на классический и современный периоды, где первый по умолчанию относится к категории рейтрогейминга, а под современным периодом понимают выход консолей 7-го поколения в 2005–2006 гг., таких как Microsoft Xbox 360, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii. В этих устройствах произошёл переход с аналогового вывода аудиовизуального сигнала на цифровой, формат 4:3 сменился на 16:9, и на начало 2020-х гг. на них продолжала распространяться официальная техподдержка. Соответственно, более ранние устройства и игры, выходившие в период с 1972 по начало 2000-х гг., считаются предметом интереса ретрогейминга.
Направления и методы ретрогейминга
В зависимости от используемого подхода к пониманию элемента «ретро» выделяют три ключевых направления ретрогейминга.
Ретрогейминг как прямое взаимодействие со старыми видеоиграми и устройствами, которое, в свою очередь, подразделяется на 3 формы: винтажный гейминг, эмуляция и портирование. Во всех случаях речь идёт об оригинальном продукте, выходившем до середины 2000-х гг. Винтажный (ретро) гейминг подразумевает использование оригинального оборудования для игры, в некоторых случаях его починку и модификацию под современные условия и стандарты (например, замена источников питания или дисплеев у старых игровых автоматов). Эмуляция позволяет запускать игры на новых устройствах, чаще ПК, через специальную программу-оболочку (эмулятор), сохраняя саму игру неизменной. Портированный ретрогейминг предполагает полный перенос игры на новое устройство, что обычно требует её значительного изменения: переписывания кода, вплоть до смены языка программирования, дозапись графики и звука и т. д.
Ретрогейминг может выступать установкой, т. е. образом, на который явно или подспудно ориентируются разработчики или дизайнеры. В рамках такого подхода создаются игры и устройства с сознательными ограничениями графики и памяти, заимствуются геймплейные или аудиовизуальные решения из старых видеоигр или имитируется их стиль. Ретрогейминг как установка состоит из множества различных аспектов и явлений, наиболее распространены из которых два: широкое использование стиля старых видеоигр (чиптюн, пиксель-арт), в том числе в областях дизайна за рамками видеоигр, и «преднамеренное ретро» (англ. deliberate retro), или NosCon (сокращение от англ. nostalgic continuity – ностальгическая преемственность), которое можно определить как создание новых игр с целью вызвать у пользователей ностальгию по ретрогеймплею или стилю конкретной серии. При описании таких видеоигр также используется понятие «неоретро» (Barnes. 2019). Данный аспект ретрогейминга наиболее часто рассматривается в рамках междисциплинарных исследований и в Game Studies (Suominen. 2019).
К ретрогеймингу часто относят принципиально разные явления, опосредованно связанные не только со старыми играми и устройствами, но также с самим феноменом устаревания чего-либо в видеоигровой индустрии. К таким явлениям относят: ремейки и демейки, в том числе в форме любительских модов; переиздания старых игр; появление игровых портативных систем со встроенными в библиотеку старыми играми; встречи и мероприятия сообществ ретрогеймеров (ретроконы, выставки, музеи, соревнования на игровых автоматах и др.).
Ремейки и демейки тесно связаны с устареванием видеоигр. В первом случае правообладатели или фанаты создают усовершенствованную версию старой игры (без сохранения всех её элементов, как в портировании), во втором – на основе современной игры создаётся упрощённая или намеренно состаренная версия (с упрощённой графикой и другими игровыми элементами, но с сохранением оригинальных игровых механик, дизайна уровней и сюжета). Демейк редко предполагает упрощение для запуска на старом оборудовании, чаще речь идёт о трансформации эстетики игры с ностальгическими или другими мотивами.