Привод
При́вод, устройство для приведения в действие машин и механизмов. Обычно привод состоит из двигателя, силовой передачи, передающей движение к рабочей машине или накопителю энергии и системе управления. Иногда в качестве привода используется мускульная сила, например, в велосипедах, ручных лебёдках.
По характеру распределения энергии различают групповой, индивидуальный и многодвигательный привод.
В групповом приводе движение от одного двигателя передаётся группе рабочих машин и механизмов (применяется редко).
В индивидуальном приводе каждая рабочая машина имеет собственный двигатель с силовой передачей. Такой привод более универсальный и экономичный, чем групповой (позволяет работать при наиболее выгодной частоте вращения, производить быстрый пуск машины и торможение, осуществлять реверсирование).
В многодвигательном приводе рабочие органы машины приводятся в движение самостоятельными двигателями и передачами. Такой привод применяется в системах автоматического/автоматизированного управления, сложных металлорежущих станках, прокатных станах, подъёмно-транспортных машинах и др. Например, в грузоподъёмных кранах присутствуют механизмы подъёма груза, его перемещения, поворота или перемещения самого крана и др., снабжённые собственными двигателями.
По назначению приводы делятся на стационарные и передвижные, или транспортные. В качестве стационарного привода наиболее распространён электропривод. На передвижных рабочих и транспортных машинах используются главным образом тепловые двигатели с непосредственной механической или электрической передачей. В производстве применяются также гидропривод машин и пневматический привод (энергия вырабатываемого компрессором сжатого воздуха преобразуется в механическую энергию пневмодвигателями).
В 20 в. объединение электропривода с машиной-орудием позволило создать автоматические линии и перейти к управлению производством с помощью средств компьютерной техники. В начале 21 в. приводы наиболее широко используются в автомобилях, в которых применяются главным образом тепловые двигатели, снабжённые соответствующими силовыми передачами на ведущие колёса – механическими (со ступенчатой и бесступенчатой передачей), с ручным и автоматическим управлением. Для современных автомобильных приводов, особенно в гибридном исполнении (автомобиль, использующий для привода ведущих колёс более одного источника энергии), перспективной является бесступенчатая передача с малогабаритным и маломощным варьирующим звеном (обеспечивает плавную и бесступенчатую регулировку частоты вращения и крутящего момента), снабжённая дифференцированными механизмами для разделения общего потока мощности.