Церковь Уганды
Це́рковь Уга́нды (ЦУ; англ. Church of Uganda), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Уганды.
История
В 18 в. на территории части современной Уганды сложилось несколько государств, крупнейшим из которых было королевство Буганда. До середины 19 в. страна не имела постоянных контактов с внешним миром. Лишь в 1844 г. сюда проникли арабские торговцы с восточного побережья Африки. В 1862 г. через Уганду проследовала экспедиция Дж. Спика, искавшего исток Нила и открывшего для европейцев озеро Виктория, а в 1875 г. королевство Буганда посетил Г. Стэнли. Король Мутеса I смог произвести на него впечатление открытости, в результате чего Стэнли обратился к Церковно-миссионерскому обществу (ЦМО) с просьбой прислать в страну проповедников. Миссионеры ЦМО прибыли в Буганду в конце июня 1877 г., став первыми христианскими проповедниками в этой стране. В июне 1879 г. в Буганде появилась также римско-католическая миссия, представленная орденом Белых отцов. При дворе короля, который оставался верен местным традиционным верованиям, началось соперничество между англиканами, за которыми стояла Великобритания, католиками, пользовавшимися покровительством Франции и Бельгии, и мусульманами, в которых правительство Буганды видело агентов Османского Египта. Мутеса пытался сдерживать миссионерскую активность всех трёх «иностранных» религиозных групп и играть на их противоречиях, однако обращённых в новые веры становилось всё больше. Особенно сильное воздействие на жителей Буганды оказала дотоле не известная здесь идея письменности – обращённые в любую из трёх «иностранных» конфессий назывались здесь «басоми» («читающие»). В 1884 г. Мутеса умер и престол перешёл к молодому королю Мванге II. Мванга изгнал иностранных проповедников и начал открыто преследовать христиан при своём дворе.
В июне 1884 г. Церковь Англии учредила епархию Восточно-Экваториальной Африки, которая охватывала территории современных Кении, Танзании, Уганды и Руанды. Её первым епископом стал Дж. Ханнингтон, который сделал своим кафедральным городом Момбасу. Осенью 1885 г. Ханнингтон отправился в миссионерское путешествие в Буганду. 29 октября того же года по приказу короля Мванги II епископ был жестоко убит. Позже Церковь Англии канонизировала Ханнингтона как мученика (память 29 октября). Убийство Ханнингтона вызвало протест со стороны Иосифа Мукасы, католика, занимавшего должность королевского майордома и бывшего неформальным лидером католической общины при дворе короля. В ответ Мванга казнил и его, положив начало серии убийств христиан. В 1885–1887 гг. в Буганде за свою веру погибло несколько сот христиан, из которых 22 католика и 23 англиканина известны по именам и почитаются как угандийские мученики. Мученики-католики были канонизированы Римско-католической церковью в 1964 г. (память 3 июня); Церковь Англии канонизировала мучеников обеих конфессий (память 3 июня). Гонения привели к серии конфликтов Мванги с Великобританией; в 1899 г. низложенный король был взят британцами в плен и сослан на Сейшельские острова, где незадолго до своей кончины крестился в англиканской церкви. В 1894 г. Великобритания ограничила власть местных королей и образовала Протекторат Уганда; его территория была больше королевства Буганда и практически совпадала с современной Угандой.
В 1897 г. епископ Восточно-Экваториальной Африки А. Такер разделил свою епархию на несколько частей, основав в том числе епархию Уганды, которую сам и возглавил. При Такере Уганда стала центром англиканской миссии в этой части Африки. Такер охотно рукополагал местных жителей в священный сан. Одним из священников-угандийцев был А. Кивебулайа, ставший фактическим основателем Провинции англиканской церкви Конго. Такер был сторонником передачи управления церковью в руки самих африканцев, чему сопротивлялось руководство ЦМО, настаивавшее, что англиканская церковь в Уганде должна оставаться под контролем европейских миссионеров. Эта точка зрения возобладала, но лишь отчасти – после Второй мировой войны в Уганде появились епископы из числа местных жителей. Тем не менее священники в основном были угандийцами, а контроль над сектором образования позволил англиканской церкви получить значительное влияние в этой стране – большее, чем в соседних Кении и Танзании. Все президенты Уганды (исключение – мусульманин Иди Амин Дада), были англиканами. Правящая партия – Народный конгресс Уганды (Uganda People’s Congress) – была настолько тесно связана с англиканской церковью, что аббревиатуру её английского названия в шутку раскрывали как «United Protestants of Canterbury» (Союз кентерберийских протестантов).
В 1957 г. епископ Уганды Л. Браун создал в стране 5 церковных округов, которые в 1960 г. стали епархиями. К 1980 г. число епархий возросло до 17.
В 1962 г. Уганда обрела независимость. В 1964 г. Церковь Англии предоставила самостоятельность нескольким епархиям восточной части Африки, которые сформировали Провинцию Уганды, Руанды и Бурунди (с 1972 – Провинция Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира), причём наибольшее число англикан было на территории Уганды. В 1966 г. архиепископом впервые стал угандиец – Э. Сабити.
В 1971 г. в результате государственного переворота к власти в Уганде пришёл И. Амин. В самом начале своего правления он имел поддержку англиканской церкви, однако после того как Амин начал политику террора и отказался от связей с Великобританией, поддержка сменилась резкой критикой. Дж. Лувум, преемник Сабити на посту архиепископа Уганды, Руанды, Бурунди и Бога-Заира, выступал с осуждением бессудных убийств и похищений людей по приказу Амина. 16 февраля 1977 г. архиепископа арестовали по обвинению в измене и связях со свергнутым президентом М. Оботе. На следующий день последовало официальное заявление, что Лувум якобы погиб в автокатастрофе, пытаясь бежать из-под ареста. Позже было установлено, что архиепископа с другими арестованными немедленно после задержания подвергли пыткам и расстреляли. Лувум был канонизирован Церковью Англии и другими церквами Англиканского содружества (память 17 февраля). Его образ был установлен в 1998 г. на фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне вместе со статуями девяти других христианских мучеников 20 в.
В 1980 г. Провинция Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира даровала автокефалию своей части, расположенной за границами Уганды. С. Вани, бывший примасом провинции, продолжил служение в качестве предстоятеля Церкви Уганды. Несмотря на внутренние и внешние вооружённые конфликты в Уганде, англиканская церковь продолжает занимать важное положение в этой стране. Начиная с конца 1950-х гг. и до окончания геноцида в Руанде (1995) территория Уганды оставалась местом, где среди беженцев сохранялась и развивалась Англиканская церковь Руанды. До настоящего времени эти две церкви тесно связаны – по состоянию на начало 2000-х гг. значительная часть руандийских англиканских священников родились или выросли в Уганде.
Современное состояние
Во главе Церкви Уганды стоит примас, имеющий титул «архиепископ Уганды и епископ Кампалы». Верховным соборным органом церкви является Провинциальная ассамблея, состоящая из трёх палат – епископов, духовенства и мирян. Церковь Уганды делится на 37 епархий. Неофициально сохраняется их разделение по 5 регионам, составлявшим пять первых епархий Церкви. В регионе Восточной Уганды расположены епархии Мбале, Северный Мбале, Сороти, Бусога, Центральная Бусога, Восточная Бусога, Букеди, Себеи, Куми. В регионе Анколе и Кигези – епархии Анколе, Западный Анколе, Северный Анколе, Южный Анколе, Северо-Западный Анколе, Кигези, Северный Кигези, Муабура, Кинкиизи. В регионе Буганды – епархии Намирембе, Западная Буганда, Центральная Буганда, Капала, Митьяна, Муконо, Лувиро. В регионе Северной Уганды – епархии Северной Уганды, Мади – Западный Нил, Карамоджа, Северный Карамоджа, Ланго, Западный Ланго, Небби, Китгум. В регионе Рувензори – епархии Рувензори, Южный Рувензори, Западный Рувензори, Восточный Рувензори, Буньёро-Китара, Масинди-Китара.
Церковь Уганды принадлежит к англоевангелической традиции, поэтому здесь сохраняет свои позиции «Книга общественного богослужения» 1662 г. на английском и местных языках. Женщины могут становиться священниками и епископами, однако на практике женщин-епископов в этой церкви нет (данные на июнь 2021).
Церковь участвует в движениях Англиканской реформы, «Глобального Юга» и ГАФКОН. После епископского рукоположения Дж. Робинсона, произошедшего в ноябре 2006 г., Церковь Уганды разорвала общение с Епископальной церковью США. В сентябре 2007 г. архиепископ Уганды Г. Оромби рукоположил бывшего священника Епископальной церкви США Дж. Гернси в епископы и поручил ему управление 33 приходами, вышедшими из-под юрисдикции Епископальной церкви США. В 2009 г., когда была создана Англиканская церковь в Северной Америке, эти приходы вошли в её состав, а Церковь Уганды установила с ней общение.
С появления первых миссионеров англиканская Церковь в Уганде уделяла много внимания образованию. На 2021 г. церкви принадлежит 6490 детских садов, начальных и средних школ. Всё обучение, даже начальное, ведётся только по-английски. Система высшего теологического образования централизована: верховный контроль над всеми богословскими учебными заведениями церкви осуществляет Богословская школа имени епископа Такера, входящая в Христианский университет Уганды, который также принадлежит Церкви Уганды. Среди других высших учебных заведений важное место занимают Колледж имени епископа Барэма в Кабале, старейший в стране частный Университет Ндедже, Университет имени епископа Стюарта, Университет Бусоги, Университет Западного Анколе и др.
По данным на 2014 г., в Уганде проживает более 11 млн англикан, что составляет 32 % населения страны. По числу верующих Церковь Уганды – 2-я в стране после Римско-католической церкви (39 % населения), а также 2-я англиканская церковь в Африке (после Церкви Нигерии) и 3-я в мире (после Церкви Англии и Церкви Нигерии).