Уильямс Роуэн
Уи́льямс Ро́уэн, Роуэн Дуглас Уильямс, барон Уильямс Ойстермаутский (англ. Rowan Douglas Williams, Baron Williams of Oystermouth) (род. 14.06.1950, Суонси, Уэльс, Великобритания), 104-й архиепископ Кентерберийский (2002–2012), богослов, поэт, переводчик, архиепископ Церкви Уэльса (2000–2002). Первый архиепископ Кентерберийский нашего времени, избранный не из членов Церкви Англии.
Образование и церковная карьера
Уильямс получил среднее образование в государственной школе Дайневор в Суонси. Отец и мать Уильямса принадлежали к пресвитерианской общине, но в 1961 г. семья перешла в Церковь Англии. Будучи подростком, Роуэн посещал православные богослужения в Cуонси, слушал музыку славянских народов и смотрел фильмы С. Эйзенштейна. Хотел стать монахом, вдохновившись чтением православной монашеской литературы. В дальнейшем православие стало объектом его научного интереса. Уильямс изучал богословие в Колледже Христа в Кембридже, получив степени бакалавра и магистра. Во время учёбы писал статьи для журнала Sobornost', одна из которых была посвящена православному богослову Х. Яннарасу (Williams. 1972), изучал авторов парижской богословской школы. В 1975 г. получил степень доктора философии (DPhil) в колледже Уодем в Оксфорде, защитив диссертацию о богословии В. Н. Лосского. Оппонентами на защите диссертации стали известные богословы митрополит Каллист (Уэр) и Э. Л. Маскалл. В 1975–1977 гг. читал лекции в колледже Воскресения в Мирфилде, Западный Йоркшир.
2 октября 1977 г. Уильямс был рукоположен в сан дьякона епископом Хантингдонским Э. Уоллом и вернулся в Кембридж, где преподавал богословие и служил капелланом в англиканском богословском колледже Уэсткотт-хаус. 2 июля 1978 г. в Илийском соборе (г. Или, Великобритания) принял священническое рукоположение от епископа Илийского П. Уокера. В 1980 г. Уильямс был назначен приходским священником в церковь Святого Георгия в Кембридже, где служил до 1983 г. 4 июля 1981 г. женился на писательнице и теологе Джейн Пол. Впоследствии у них родились двое детей – дочь Рианнон (1988) и сын Пип (1996).
В 1980–1986 гг. читал лекции по богословию в Кембриджском университете. В 1984 г. стал деканом и капелланом Клэр-колледжа. Участвовал в акциях кампании за ядерное разоружение, был арестован и оштрафован за пение псалмов во время демонстрации на авиабазе Лейкенхит. В 1986 г. вступил в должность профессора богословия леди Маргарет (The Lady Margaret Professor of Divinity) в Оксфордском университете, став самым молодым профессором Оксфорда своего времени. В том же году был назначен приходским священником кафедрального собора Христа (Оксфорд). В 1989 г. получил степень доктора богословия, а в 1990 г. стал членом Британской академии.
В 1991 г. Уильямс был избран и рукоположен (1 мая) в епископа Монмутского Церкви Уэльса. В декабре 1999 г. назначен на должность архиепископа Уэльского. Торжественная интронизация состоялась 26 февраля 2000 г. в соборе Святого Вуло. 23 июля декабря 2002 г. избран архиепископом Кентерберийским. Будучи епископом Церкви Уэльса, находящейся в то время в состоянии раскола с Церковью Англии, Уильямс стал первым архиепископом Кентерберийским со времен английской Реформации, не принадлежавшим к Церкви Англии к моменту назначения на должность. Он также стал первым валлийцем, занявшим этот пост за последнюю тысячу лет. Церемония утверждения на должности прошла 2 декабря 2002 г., а 27 февраля 2003 г. в Кентерберийском соборе состоялась торжественная интронизация, в результате которой Роуэн Уильямс стал 104-м архиепископом Кентерберийским.
По вступлении на должность, Уильямс, согласно установлённому правилу, стал инспектором Королевского колледжа Лондона, Кентского университета, Кибл-колледжа в Оксфорде, губернатором школы Чартерхаус, а с 2005 г. — почётным ректором Кентерберийского университета церкви Христа. В дополнение к этим должностям Кембриджский университет в 2006 г. присвоил ему почётную докторскую степень доктора богословия. В апреле 2007 г. во время первого с момента интронизации визита в Канаду Тринити-колледж и Уиклиф-колледж присудили Уильямсу совместную почётную степень доктора богословия, также он получил почётные степени и стипендии от различных университетов (Кента, Оксфорда, Рогемптона).
Деятельность на посту главы Церкви Англии
На посту главы Церкви Англии Уильямс приложил немало усилий, чтобы улучшить отношения между христианами и мусульманами, он стремился поддерживать хорошие связи с Римско-католической церковью. В начале своего правления он встретился с папой Иоанном Павлом II в Риме. Понтифик благожелательно отнёсся к Уильямсу, однако предостерёг его против рукоположений практикующих гомосексуалов в епископы. В 2005 г. Уильямс присутствовал на его похоронах, став первым архиепископом Кентерберийским с 16 в., участвовавшим в подобной церемонии. Он также присутствовал на церемонии интронизации папы Бенедикта XVI. В 2006 г. состоялась встреча между Уильямсом и Бенедиктом XVI, во время которой они объявили о дружбе между церквами и намерении продолжать диалог.
Уильямс выступал против начавшейся в 2001 г. войны в Афганистане, а в 2003 г. резко критиковал начало войны в Ираке. В 2008 г. он предложил интегрировать некоторые нормы шариата в английскую правовую систему, чтобы мусульмане получили возможность регулировать семейные и правовые отношения между собой, руководствуясь мусульманским правом. Хотя некоторые члены церковной иерархии поддержали право Уильямса поднимать этот вопрос, многие, в том числе некоторые мусульманские политики Британии, восприняли его предложение как попытку подорвать давнюю традицию английского светского права.
Уильямс известен своими либеральными взглядами, в том числе поддержкой рукоположения гомосексуалов в священнический и епископский сан. В 1989 г. он основал Институт изучения христианства и сексуальности, который в 1996 г. был трансформирован в Центр изучения христианства и сексуальности. По всей видимости, изначально в задачи Центра входило влиять на отношение к сексуальным меньшинствам, в том числе стимулировать позитивное отношение к рукоположению открытых геев в епископский сан. Помимо прочего, Уильямс был одним из патронов движения либеральных англо-католиков «Утверждающая кафоличность» (Affirming Catholicism), выступавших за право всех христиан, независимо от пола и сексуальной ориентации, становиться дьяконами, священниками или епископами. По этой причине его вступление на должность архиепископа Кентерберийского вызвало негативную реакцию со стороны многих консервативно настроенных англикан. Уильямс осознавал, что дальнейшее продолжение дружественной в отношении сексуальных меньшинств политики может привести к расколу в Англиканском содружестве, и попытался занять срединную позицию, чтобы избежать его. Так, он уговорил священника-гея Джеффри Джона снять свою кандидатуру на должность епископа Рединга, а взамен сделал его настоятелем собора Святого Албания.
В 2003 г., когда Уильямс приступил к своим обязанностям архиепископа Кентерберийского, в Англиканском содружестве возникли многочисленные разногласия по поводу избрания и рукоположения епископа Джина Робинсона (Епископальная церковь США), первого открытого гея, состоявшего в отношениях с мужчиной, которому удалось стать частью епископата Англиканского содружества. После трёх лет безуспешных попыток достичь консенсуса по этому вопросу среди англиканских епископов Уильямс создал специальную комиссию по формированию т. н. «завета» между англиканами (Anglican Covenant) — документа, который, по его замыслу, должен был содержать компромиссный вариант решения этой проблемы. Хотя Уильямс пользовался репутацией либерального деятеля, во время подготовки документа он сделал ряд уступок консерваторам, предложив запретить рукополагать практикующих гомосексуалов и давать благословение однополым союзам. В то же время в «завете» предлагалось не исключать из Англиканского содружества церкви, которые не будут следовать этому правилу, но переводить их в статус наблюдателей. 9 февраля 2010 г. в обращении к Генеральному синоду Церкви Англии Уильямс подчеркнул, что он не хочет разделения, и призвал Церковь Англии и англикан всего мира отступить от «предательства» миссии Бога и поставить дело Христа выше раскола. В то же время он признал, что, если англикане не смогут найти способ ужиться друг с другом, несмотря на различные взгляды на рукоположение женщин и гомосексуалов в епископский сан, церковь будет вынуждена изменить свое административное устройство и стать многоуровневым сообществом, разделённым во всем, кроме названия. Работа продолжалась вплоть до 2012 г., когда большая часть епархий Церкви Англии и Шотландская епископальная церковь отвергли «завет», а Епископальная церковь США воздержалась от голосования, в результате чего документ не был ратифицирован.
В результате этих событий Уильямс осознал свою неспособность урегулировать сложившуюся ситуацию и 31 декабря 2012 г. подал в отставку. В январе 2013 г. он занял должность главы колледжа Магдалины в Кембриджском университете, а 18 июня того же года стал канцлером Университета Южного Уэльса. В 2013 г. читал Гиффордские лекции в Эдинбургском университете.
26 декабря 2012 г. офис премьер-министра Великобритании объявил о даровании Уильямсу статуса пожизненного пэра, чтобы он мог продолжать выступать в верхней палате парламента. После присвоения ему титула барона Ойстермаутского 8 января 2013 г., он получил место в парламенте как независимый член Палаты лордов. 17 января 2013 г. Уильямс был назначен на должность главы колледжа Магдалины (Кембридж). 31 августа 2020 г. он завершил работу в парламенте и ушёл на пенсию, переехав в г. Абергавенни (Уэльс), находящийся в Монмутской епархии, правящим епископом которой он когда-то был.
Творчество
Уильямс говорит или читает на одиннадцати языках: английском, валлийском, испанском, французском, немецком, русском, библейском иврите, сирийском, латыни, а также древнегреческом и новогреческом. Он выучил русский язык, чтобы иметь возможность читать произведения Достоевского в оригинале. Уильямс также известен как поэт и переводчик стихов. Его сборник «Стихи Роуэна Уильямса» (2002), опубликованный издательством The Perpetua Press, был включен в лонг-лист премии «Книга года Уэльса» (2004). Помимо его собственных стихов сборник содержит несколько переводов валлийских поэтов. Уильямс также известен как патролог и специалист по истории христианской духовности. Он опубликовал множество статей, лекций, переводов и научных монографий. Среди наиболее известных – «О христианском богословии» (1999), «Арий: ересь и традиция» (1987), «Письмо в пыли: после 11 сентября» (2002), «Знаки доверия: введение в христианскую веру» (2007), «Достоевский: язык, вера и художественная проза» (2008) и другие.