Вотчина
Во́тчина (отчина, вотчинные земли, недвижимое имение, наследственное имение), в России земельное владение, переходившее по наследству (первоначально от отца к сыну). В 11–15 вв. один из синонимов княжеского владения (княжества, удела), в 14 – начале 18 вв. вид частной земельной собственности, с 1731 г. одно из официальных общих наименований земельных владений российского дворянства.
Происхождение понятия и практика его использования в 11–13 вв.
Понятие, обозначаемое словом отчина (др.-рус. отьчина), известно с середины 11 в. Это слово производно посредством суффикса -ина от отчий (др.-рус. отьчии) – притяжательного прилагательного, образованного от существительного отец. С развитием протетического звука [в] с середины 14 в. начал использоваться вариант вотчина; в дальнейшем они употреблялись параллельно.
Первоначально слово отчина в самом общем смысле означало 'место рождения', 'отчизна', 'родина'. Подобное значение зафиксировано в сочинении игумена Даниила (1110-е гг., сохранилось в списке 15 в.):
А от Макрии до Патера града верстъ 40. И ту есть рожество святаго Николы, то его есть и отчина и род – Петера.
<…>
И то село есть святыхъ пророкъ: ту ся суть родили святии пророци, и то их есть отчина село то.
В Древнерусском государстве и в русских землях и княжествах в 11–13 вв. слово «отчина» применялось также в государственном праве: так называлось то или иное княжество как определённая территория, права собственности на которую князя проистекали из факта получения её в наследство от отца. Любечский съезд 1097 г. князей – наследников власти киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого – установил неприкосновенность владения унаследованными княжениями как отчинами.
В отношении земельных владений бояр, княжеских слуг и иных частных лиц, митрополичьих и епископских кафедр, монастырей и церквей для этого времени употребление понятия «отчина» не зафиксировано, что предположительно связано с корпоративным характером некняжеского землевладения и, как следствие, ограничением оборотоспособности земли.
История вотчинного землевладения
Вотчина как вид земельной собственности в 14 – начале 18 вв.
В 14 в. в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований и сделок купли-продажи в Северо-Восточной Руси и Новгородской республике начался процесс выделения земельных владений в форме частной собственности на вотчинном праве. Собственниками вотчин становились как светские лица (князья, бояре, окольничие, с 15 в. дети боярские и др.), так и церковные учреждения (прежде всего епископские кафедры и монастыри).
В 15–16 вв. большое количество вотчин частных лиц путём вклада (с условием заупокойного поминовения) и продажи перешло в собственность Церкви – епископским кафедрам, митрополиту Московскому (с 1589 патриарху Московскому и всея Руси), монастырям, причтам приходских церквей [попытка прекратить эту практику предпринята в 1580-х гг., окончательно запрещена Соборным уложением 1649 (гл. 17, ст. 42)]. Особенно выросли вотчины ряда значимых обителей (Троице-Сергиева монастыря, волоколамского Иосифова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и др.). В конце 15 – начале 16 вв. многие крупные землевладельцы Новгородской республики, Псковской республики, Тверского великого княжества были лишены своих вотчин великими князьями московскими Иваном III Васильевичем и Василием III Ивановичем.
Вотчина имела сходство с аллодиальным землевладением германских народов, характеризуясь наличием широких прав распоряжения собственника. В отличие от поместья – служебного имущества, пожалованного владельцу великим князем (с 1547 – царём) на условии службы при ограниченном праве распоряжения, вотчина могла передаваться по наследству, дробиться на части (отсутствовало право майората), продаваться, обмениваться, дариться или закладываться. Вотчинники обладали судебными, финансовыми и иными привилегиями по отношению к проживавшему на их землях населению. Многие вотчинники потеряли свои владения в период опричнины, продали или заложили вотчины, желая избежать их конфискации государством.
Развитие системы вотчинного землевладения сопровождалось процессом дробления вотчин при родственных разделах, что приводило к расчленению вотчин как хозяйственных объектов, когда земля и угодья (сенокосы, лес) делились между наследниками. Дальнейшее отчуждение долей некогда единой вотчины приводило к владельческой чересполосице, затруднению ведения хозяйственной деятельности и, как следствие, к обеднению собственников.
По мере эволюции вотчинного права, в зависимости от источника происхождения прав на землю, среди вотчин выделялись различные категории [родовые (или старинные), выслуженные (жалованные, жалованные из поместья), купленные, приданные], от которых зависели особенности владения и наследования. Так, с конца 1620-х гг. вдова бездетного вотчинника получала ¼ купленных вотчин мужа и своё приданое; это правило дополнено Соборным уложением 1649 г. (гл. 17, статьи 1–4) оговоркой, что, если у покойного не было купленных земель, из выслуженных вотчин вдове выделялась доля на прожиток (без права продажи, залога, завещания) до смерти, выхода замуж или пострига.
Вотчина и поместье
Вскоре после появления поместья и в связи с широким развитием поместной системы начался процесс ограничения свободы распоряжения вотчинами с целью недопущения выхода земли из рук служилых людей. В ходе военной реформы царя Ивана IV Васильевича Грозного в середине 1550-х гг. введена норма поставки в русское войско конных воинов – единая для вотчины и поместья (Полное собрание русских летописей. Т. 13, половина 1. Санкт-Петербург, 1904. С. 268–269). В итоге была сформирована совокупность т. н. служилой земли, состоявшей из вотчин и поместий, владеть которой могли только представители родов, находившихся на царской службе, а также члены их семей.
Указами царей Василия Ивановича Шуйского (1610) и Михаила Фёдоровича Романова (1618) участникам обороны Москвы (Московского осадного сидения) от сил Лжедмитрия II в 1608–1610 гг. и польско-литовских войск в 1618 г. дано право просить о переводе в вотчину до ⅕ своих поместий.
В 17 в. вотчинное землевладение вновь начало расти, поскольку различия между вотчиной и поместьем начали постепенно стираться; в итоге к концу этого столетия вотчинное землевладение превосходило поместное. Практика наследования вотчин регламентировалась рядом царских указов, Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями 1676 и 1677 гг. и др.
Вотчина после 1714 г.
Указ о единонаследии [подписан царём Петром I 18(29) марта 1714, обнародован 24 марта (4 апреля) того же года] юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья, установив для них общее наименование недвижимое имение. Уравнение вотчины и поместья подтверждалось манифестами императриц Анны Ивановны и Екатерины II от 17(28) марта 1731 г. и от 3(14) мая 1783 г. соответственно. Манифестом 1731 г. термин «вотчина», в свою очередь, приравнен к понятию «недвижимое имение».
В законодательстве Российской империи фигурировали две категории вотчинных земель – родовые и приобретённые, между которыми существовало определённое правовое различие; так, Жалованной грамотой дворянству 1785 г. в случае лишения дворянина по суду недвижимости он терял приобретённые вотчины, но мог передать по наследству родовые, или наследственное имение.
Вотчинное землевладение Русской Церкви, включая земли в Синодальной области, ликвидировано Екатериной II в ходе секуляризации 1764 г. (завершена в 1788; монастырское землевладение и хозяйство в ограниченном масштабе начало возрождаться после 1797).
Понятие «вотчина» отразилось в названиях органов власти, занимавшихся вопросами землевладения (например, Вотчинная коллегия), и системы отношений землевладельца с крестьянами (вотчинное управление в селениях обязанных крестьян, вотчинная полиция в сельских обществах временнообязанных крестьян, созданная по крестьянской реформе 1861).
Фактически вотчинное землевладение отменено в 1917 г. Декретом о земле.
Практика использования термина «вотчина» в историографии
Слово «вотчина» используется в отечественной медиевистике в качестве универсального термина для наименования земельного владения в странах Европы (например, для феода и сеньории, собственником которой был сеньор) и Азии (например, для сёэна в Японии).