Тесты когнитивных способностей
Те́сты когнити́вных спосо́бностей, психодиагностические инструменты для измерения когнитивных способностей. Под когнитивными способностями понимаются общие умственные способности, включающие рассуждение, решение задач, планирование, абстрактное мышление, понимание сложных идей, обучение на основе опыта (Ispas. 2015). Они обеспечивают «человеческое познание как видоспецифичную форму информационного контроля окружающей среды и внутренних когнитивных состояний людей» (Меркулов. 2005. С. 3). Их также рассматривают как особенности сенсорной, умственной и моторной сфер, предрасполагающие к успешной реализации познавательных процессов и функций.
В когнитивной психологии выделяют сенсорно-перцептивные и собственно когнитивные процессы (Лобанов. 2012). Имеются отдельные стандартизированные методики для диагностики способностей ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания и психомоторных способностей (Диагностика познавательных способностей. 2009; Баданина. 2014). В тестах интеллекта на основе выполнения множества заданий выводится суммарный показатель умственного развития – коэффициент интеллекта. При обследовании людей, недостаточно владеющих речью, используют тесты действия, неязыковые и невербальные тесты (Психологическая диагностика. 2003; Анастази. 2007). Подобные методики позволяют снизить влияние культуры на результаты тестирования, особенно при исследовании людей, живущих за пределами европейской цивилизации (Бейкер. 2015).
Первые попытки научно измерить когнитивные способности стали предприниматься во второй половине 19 в. Ф. Гальтон предложил оценивать умственные способности, измеряя дифференциальную чувствительность анализаторов. По его мнению, «чем более восприимчивы органы чувств к различиям, тем больше поле, на котором могут действовать наши суждения и интеллект» (Galton. 1883. P. 27). На рубеже 19–20 вв. Дж. Кеттелл создал серию интеллектуальных тестов, что положило начало систематическим исследованиям познавательных способностей. В 1905 г. А. Бине и Т. Симон представили шкалу для оценки интеллекта детей, которая в 1916 г. была модифицирована Л. Терменом и получила название «Стэнфорд – Бине». Методика неоднократно обновлялась, в 2003 г. Г. Ройд выпустил 5-ю редакцию теста.
В первой трети 20 в. измерение когнитивных способностей обсуждалось отечественными и зарубежными учёными (Мейман. 1917; Экземплярский. 1923). Например, в 1910 г. Г. И. Россолимо разработал методику психологических профилей, позволяющую дифференцированно оценивать уровень развития внимания, воли, восприимчивости, запоминания и ассоциативных процессов. В 1926 г. А. А. Люблинская и А. И. Макарова адаптировали тесты Бине – Симона для исследования советских детей. После постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» применение тестов в советской психологии было ограничено.
В зарубежной психологии в течение всего 20 в. проводились тестологические исследования интеллекта (Дружинин. 2008; Двинин. 2012). В рамках разных теорий «выделяются тесты интеллекта, построенные на модели, в которой представлен фактор G (генеральный фактор), или тесты, основанные на модели интеллекта, в которой генерального фактора нет, но есть набор независимых друг от друга частных способностей» (Архиреева. 2022. С. 139). В конце 20 в. Р. Б. Кеттелл, Дж. Л. Хорн и Дж. Б. Кэрролл предложили разделять когнитивные способности на три уровня: общий фактор интеллекта (G), широкие способности, узкие способности (Флюидный интеллект. 2018). Современные отечественные психологи придерживаются разных подходов к определению понятия «способности», например общепсихологического, дифференциально-психологического, личностно-деятельностного, функционально-генетического и др. (Ильин. 2012).
Интеллектуальные тесты имеют высокую надёжность (0,7–0,9), по их результатам можно предсказывать учебную успеваемость и эффективность умственного труда, но их прагматическая валидность недостаточна для прогноза успешности в конкретных видах деятельности. Для решения этой проблемы используют комплексные тестовые батареи, оценивающие уровень общих и специальных способностей. В зарубежной психодиагностике хорошо известны: Батарея тестов общих способностей (GATB), Батарея тестов дифференциальных способностей (DAT), Шкалы дифференциальных способностей (DAS), Тест когнитивных способностей (CogAT). На основе немецкого аналога GATB – Теста на профессиональную пригодность (BET) – в 1988 г. В. К. Гайдой с соавторами создан Тест общих профессиональных способностей (ТОПС). К батареям тестов на общие способности близки многофакторные тесты на структуру интеллекта, например Аналитический тест интеллекта Р. Мейли.
Другая проблема состоит в том, что «тесты интеллекта можно условно разделить на две группы: 1) тесты "скорости" и 2) тесты "уровня". Если при проведении первых вводится жёсткий лимит времени, то при проведении вторых, хотя и есть ограничение времени выполнения теста или субтеста, но главную трудность для испытуемого составляют особенности заданий» (Дружинин. 2008. С. 58). Одни авторы считают, что умственные способности «должны находить определённое выражение в скорости осуществления дифференцировочных реакций как показателей дискриминативной способности мозга» (Ратанова. 2011. С. 291). Другие доказывают, что фактор скоростной продуктивности нельзя отождествлять с интеллектом (Давыдов. 2016). По мнению В. Н. Дружинина, «интеллект как способность определяется не только скоростью переработки информации центральной нервной системой, но и дифференцированностью индивидуальной психики – числом измерений, которые "усматривает" индивид в реальности» (Дружинин. 2001. С. 14). Некоторые тесты когнитивных способностей имеют модификации с наличием или отсутствием временны́х ограничений.
В России для тестирования общего уровня интеллекта чаще всего применяют: Прогрессивные матрицы (Дж. Равен), Культурно-свободный тест интеллекта (Р. Б. Кеттелл), Потенциал интеллектуального развития (Л. И. Вассерман и др., адаптация теста П. Ржичана), шкалу «Домино» (Э. Ансти), Тесты коэффициента интеллекта Г. Айзенка, Краткий отборочный тест (В. Н. Бузин, адаптация Кадрового теста Э. Ф. Вандерлика). При недостаточном развитии речи могут использоваться: Рисуночный тест Р. Силвер, методика «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), методика «Цветоконструирование» (Т. В. Чередникова), Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер, Тест на имитацию куба Г. Нокса.
Для исследования структуры интеллекта используют: шкалы измерения интеллекта Д. Векслера (WAIS, WISC, WPPSI), Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны (адаптация М. К. Акимовой и др.), Школьный тест умственного развития (К. М. Гуревич и др.), Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (М. К. Акимова и др.), Тест умственного развития подростков (Л. И. Теплова), Тест умственного развития младших школьников (В. П. Арсланьян), Тест интеллекта Г. Уилсона и Д. Гриллс (перевод Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского), Универсальный интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, Н. А. Курганский и др.), Подростковый интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, И. М. Дашков и др.), Компактный интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, Н. А. Курганский и др.), Тест интеллектуального потенциала стандартизированный (А. Г. Шмелев, Т. А. Преснова, О. Н. Бардина), ПРОФ-IQ (Н. А. Хохлов и др.).
В клинической психологии, психиатрии и неврологии (Тесты ... 2015) степень снижения когнитивных способностей оценивают с помощью методик: Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA), Адденбрукская когнитивная шкала, модифицированная (ACE-R), Модифицированная методика Мини-Ког (Mini-Cog), Тест рисования часов (CDT), Батарея лобной дисфункции (FAB), Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС) и др.