Тунчэнская школа
Тунчэ́нская шко́ла ( 桐城派, пиньинь Tóngchéng pài), историко-философская и литературная неоконфуцианская школа, существовавшая в Китае 18 – начала 20 вв. Получила название по месту происхождения её крупнейших представителей, родившихся в уезде Тунчэн (ныне городской округ Аньцин) провинции Аньхой – Дай Минши (1653–1713), Фан Бао (1668–1749), Лю Дакуя (1698–1780), Яо Ная (1731–1815). Представители Тунчэнской школы разрабатывали теорию и практику бессюжетной прозы на древнекитайском языке, претендуя на возрождение подлинной мысли Конфуция и Мэн-цзы в литературных и философских формах, выработанных Хань Юем, братьями Чэн И и Чжу Си, стремясь в рафинированных, искусственно архаизированных формах языка воплотить идеологическую доктрину царствующего дома. Название было предложено известным сановником и идеологом ранней цинской модернизации Цзэн Гофанем (1811–1872). Лян Цичао, Ху Ши и Чэнь Дусю считали её наиболее авторитетной и многочисленной из ортодоксальных цинских школ конфуцианства «сунского учения», хотя и остро критиковали за лояльность маньчжурской династии и схоластический дух. В сводной библиографии Лю Шэнму «Тунчэн вэньсюэ чжуаньшу као» (1989) упомянуты 238 имён учёных, принадлежащих этой школе, перечень сочинений которых насчитывает 2 тыс. 370 заглавий (Цзэн Гуангуан. 2016. С. 6); общее число конфуцианцев, которые причисляли себя к Тунчэнской школе, превышает 1 тыс. 200 человек (Дэн Синьтян. 2012. С. 1).
В истории Тунчэнской школы выделяется 3 периода, совпадающих с политическим развитием Китая и династии Цин и развитием теоретических постулатов мыслителей школы:
период «трёх патриархов» (от Фан Бао до Яо Ная) – 1-я треть 18 – начало 19 в. (царствования императоров Юнчжэна, Цяньлуна и Цзяцина);
период «четырёх учеников Яо (Ная)» – начало – середина 19 в. (царствования Даогуан и Сяньфэн);
период Цзэн Гофаня и его учеников – правления под девизом Тунчжи и Гуансюй (последняя треть 19 – начало 20 вв.). Последними представителями Тунчэнской школы были выдающиеся переводчики Янь Фу (1854–1921) и Линь Шу (1852–1924).
Идеи «трёх патриархов» Тунчэнской школы
Основатель Тунчэнской школы – Фан Бао – в царствование императора Канси (1662–1722) отличился на внеочередных экзаменах в Цзяннани (1699) и был назначен на высокие посты в правительственных учреждениях Юга Китая. В 1711 г. он был обвинён в государственной измене из-за близости к тунчэнскому учёному Дай Минши (1653–1713) и по приговору обращён в маньчжурское рабство в Пекине. После воцарения императора Юнчжэна в 1723 г. Фан Бао был амнистирован, в царствование Цяньлуна возвысился до заместителя министра церемоний (в 1736 или 1738). На становление школы как ортодоксальной хранительницы доктрины дао тун [«преемствование дао (совершенных мудрецов)»] и её долговечности несомненное влияние оказали как личностные качества Фан Бао, так и занимаемые им официальные посты. Теории Фан Бао отличались систематичностью и одновременно лаконизмом. Он поставил перед собой задачу создания стройной теоретической системы, предполагавшей многоуровневую экспликацию «вещей и предметов / принципа и стиля» (и фа 义法). Концепция и фа носит этический характер, сочетая понятия «должной справедливости» (и) и «правила-закона» (фа) в значении морального наставления, становящегося законом правления государством и личного поведения каждого подданного. Подобные идеи, не систематизируя их, высказывали выдающийся предтеча неоконфуцианства Хань Юй (768–824) и младший современник Фан Бао – Чжан Сюэчэн (1738–1801), а сочетание и фа было заимствовано из «Исторических записок» Сыма Цяня (2–1 в. до н. э.). Сущность «вещей и предметов» Фан Бао объяснял на основе «Книги Перемен» («И цзин»), утверждая, что «в словах есть предмет» и «в словах есть порядок» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 61). Философский фундамент был подведён к практическим требованиям эпохи – воплощения в изящной словесности основных принципов конфуцианской идеологии. Императорским указом 1732 г. были сформулированы требования к экзаменационным сочинениям: «Чистота, истинность, изысканность и прямота» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 61). Иными словами, литератор или чиновник, желающий добиться ясности мысли, должен взять за основу конфуцианский канон и ортодоксальные комментарии Танской и Сунской эпох («восемь корифеев»), отказывая в статусе образцовых сочинениям Лю Цзунъюаня (773–819) и Оуян Сю (1007–1072) (Luo Yuming. 2011. Р. 791). На практике Фан Бао рассматривал и фа как способ исторического повествования, понимая его как соотношение авторской позиции и непосредственного описания событий: правило фа предназначено для внушения читателю авторской идеи. Основным материалом при этом служила историческая биография, в которой простое воспроизведение последовательности событий затемняет «дух мысли» (Голыгина. 1971. С. 63–64). При этом Фан Бао понимал историческую прозу как тексты, созданные по законам художественной литературы, в которой факты (неважно, реальные или вымышленные) служат целям изображения героя или событий. Факты отбираются согласно идее, которой руководствовался автор. Эталонные примеры стиля и раскрытия мысли были им приведены в «Краткой антологии прозы древнего стиля» (1733).
Некоторый отход от строгости идей Фан Бао наметился в трудах его преемника, Лю Дакуя, особенно в трактате «Случайные записки об изящной словесности». Лю Дакуй попытался сформулировать принципы художественности литературного произведения, пытаясь совместить конфуцианские требования к утилитарности литературы с её морально-этическими функциями. С точки зрения Лю Дакуя, в руках мастера управление народом, а также принципы и законы бытия, – это материал. Роль литератора – помощника правителя в дальнейшем активно развивалась в трудах Фан Дуншу и Цзэн Гофаня. Образцовыми произведениями для Лю Дакуя были преимущественно творения «восьми корифеев». Отсюда проистекала его теория вдохновения и классификация изобразительных средств в классической прозе. На 1-е место выносилось «необычное» (ци), которое является проявлением «необычности духа». Его концепция выражена в трёх бинарных оппозициях: дух – шэнь и пневма/материя – ци; интонация – инь и ритм – цзе; дикция – цзы и синтаксис – цзюй. Их порядок обозначает восхождение от самых низменных материй к высоким, и в таком же порядке следует научаться мастерству литератора. В словесности на 1-е место выносится «простота», что является основной категорией Тунчэнской школы. В стилистике важнейшую роль играет «сухость», т. к. главное – донести мысль до читателя во всей ясности, не усложняя восприятия. Отсюда в системе Лю Дакуя существенное место занимал поиск критериев оценки литературных произведений при одновременном отрицании идеи стилевой нормы. Важнейшей категорией является «изменение», связанное как со стилевым разнообразием, так и с тем, что мастер, используя набор образцовых тропов классического канона, не может в полноте воплотить их в собственном творении. Поэтому эталонные сунские авторы, сумев достигнуть простоты древних памятников, не обрели их глубины.
По выражению Юй Инши, «если бы не Яо Най, группу тунчэнских теоретиков никогда не назвали бы школой» (Yü Ying-shih. 1986. Р. 838). Именно Яо Най перенёс технические вопросы писания чиновниками прозы в философскую плоскость. На его становление как философа сильно повлияло общение с Чжан Сюэчэном. Согласно Яо Наю, словесность имеет субстанциальный характер, ибо позволяет извлечь эссенцию инь и ян и гармонично уравновесить вселенские первоначала. Ещё Фан Бао выдвинул тезис, что «словесность должна нести дао» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 79), и Яо Най подтвердил, что в словесности воплощается дао как основной закон бытия. Мудрец-писатель постигает дао, действуя по закону необходимости; то, что постигнуто мудрецом и даровано ему небом, есть дао и одновременно творческая сила. В акте творчества производится единение неба и человека. Таким образом снималось различие между каноническими и неканоническими текстами, которые равно принадлежали к сфере искусства. Искусство он мыслил как творчество совершенных мудрецов (шэн) и бессмертных (сянь), тогда как поэзия не принадлежит к этой сфере. В составленной Яо Наем «Классифицированной антологии образцов прозы древнего стиля» (1779) проводится классификация литературных произведений по 13 категориям, относимым к иньскому и янскому планам («грубым» и «тонким»). Категорией ци он обозначал духовность, обеспечивающую литературное общение многих поколений. Одновременно, впервые в Тунчэнской школе, Яо Най ввёл категорию прекрасного, которое понимал как адекватное воплощение в прозе конфуцианских идей. Литератор должен владеть тремя ремеслами: знать законы вещей и принципы бытия, быть искусным в филологическом анализе, владеть литературной техникой. Прекрасным может быть только то произведение, в котором воплощена добродетель – дэ.
Теория Тунчэнской школы в средний и поздний периоды
В 1-й половине 19 в. представители Тунчэнской школы оказывали огромное влияние на интеллектуальную среду Цинской империи. Яо Ин (1785–1852) включал в формулу «словесность есть искусство» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 86) также поэзию, установив и для поэтических произведений тождество с классическими текстами древнего стиля. Единство дао позволяет обосновать единство критериев, предъявляемых к поэзии и прозе. Фан Дуншу (1772–1851) сосредоточился на разработке теории литературной работы, исходя из того, что литератор – человек особого таланта. В его трудах «Дао и добродетель должны стать как бы его плотью; мудрецы и высокоталантливые мужи должны почитаться им как наставники» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 86). Иными словами, словесность имеет важнейшую воспитательную функцию: она формирует конфуцианскую личность, воспитывая тот образ мыслей и эмоциональное восприятие действительности, который установлен каноном. Фан Дуншу утверждал, что нет разграничения древности и современности и бессмысленно пытаться в современности «писать, как древние» (цит. по: Голыгина. 1971. С. 88).
К середине 19 в. интеллектуальную атмосферу в Цинской империи определяла т. н. борьба «сунского» и «ханьского» учений, теоретически обоснованная в трудах корифеев чанчжоуской школы в виде возрождения споров об истинности конфуцианского канона в древних или современных знаках. Эти же споры способствовали укоренению идеи «изменения», т. е. эволюции, сначала на частных примерах иероглифики и литературных форм. Мэй Цзэнлян (1786–1856) провозглашал соблюдение строгого историзма, т. к. словесность изменяется вслед за духом времени. Мэй Цзэнлян настаивал, что если писатель обращается к разным периодам Танской династии (правления под девизами Чжэньюань, 785–804, или Юаньхэ, 806–820), то и читатель должен узнавать героев именно этого времени.
Крупнейшим теоретиком позднего периода развития Тунчэнской школы был Цзэн Гофань, который, будучи уроженцем Хунани, должен был подвести базу под свою идейную принадлежность. Его популярность следовала за его славой политика, который подавил Тайпинское восстание 1850–1864 гг. Цзэн Гофань, отталкиваясь от комментариев к «И цзину» сунского философа Шао Юна (1011–1077) и Яо Ная, разработал концепцию «четырёх образов»: «великого и малого Ян и великого и малого Инь». В их полярности и одновременной целостности кроется единство развития литературы. Поскольку всё мироздание слагается из парного и единичного, чётного и нечётного, то 4 образа рождают 8 триграмм, которые исчерпывают рождение и превращение всех вещей. Изменение происходит, когда вещь на своём уровне исчерпала себя. То же можно проиллюстрировать на примере литературы. Величайшим литератором Ханьской эпохи был Сыма Цянь (2–1 в. до н. э.) – воплощение янского начала, антиподом которого был Бань Гу (не позднее 32–92 н. э.). Соответственно, и классической прозе присущи качества, описываемые категориями «И цзина», например «мощь», «прямота», «удивительное» и др. Принципы классификации Цзэн Гофаня были положены в основу литературной антологии «Четыре образа классической прозы». Цзэн Гофань отказался от понятия авторской индивидуальности, утверждая, что человек – это орудие дао, обладающее эрудицией и моральными качествами, позволяющими отделить совершенного мудреца от заурядного человека. Мудрец в своих оценках не может дать ложного суждения о предмете или одностороннюю оценку события. Качества конфуцианского благородного мужа (цзюнь-цзы) переносятся и на литератора.
Тунчэнская школа и интеллектуальные перемены в цинском обществе
Учениками Цзэн Гофаня были Чжан Юйчжао, У Жулунь, Сюэ Фучэн и Ли Шучан; У Жулунь (1840–1903) считается последним «патриархом» Тунчэнской школы. Все перечисленные мыслители в период 1882–1894 гг. опубликовали ряд антологий образцовых литературных текстов в древнем стиле. В «Собрании изящной словесности тунчэнских литераторов» (1889) впервые были обобщены особенности принадлежности к Тунчэнской школе. Все они, не исключая Цзэн Гофаня, приняли активное участие в движении «за усвоение заморских дел» (политика самоусиления) и последующем движении «за реформы» (усюй бяньфа) 1898 г. К этой школе принадлежал и Го Сунтао (1819–1891) – 1-й посол Китая в Великобритании и Франции, который активно проповедовал теорию эволюции. Сильное влияние Тунчэнской школы испытывал выдающийся переводчик Янь Фу (1854–1921), однако в силу жизненных обстоятельств он получил базовое образование западного типа и на консервативные позиции перешёл лишь в 1910-е гг. Тем не менее, переводя на китайский язык «Эволюцию и этику» Т. Гексли и «Основания социологии» Г. Спенсера, он ориентировался на языковые, стилевые и моральные стандарты тунчэнской словесности.
Последним теоретиком Тунчэнской школы явился профессор Пекинского университета Линь Шу (1852–1924) – выдающийся переводчик западной литературы на классический китайский язык. Он впервые представил китайской аудитории более 150 произведений мировой литературы, включая романы и пьесы У. Шекспира, М. де Сервантеса, Л. Н. Толстого, А. Дюма-отец, Г. Бичер-Стоу и многих других. Западный романный жанр он воспринимал как аналог классических исторических трудов эпохи Хань, считая их мощнейшим познавательным средством и морально-этическим примером.
Наследие
Метод и труды представителей Тунчэнской школы подверглись ожесточённой критике во время движений «за новую культуру» и «4 мая 1919 г.», сделавшись символом всего отжившего в китайском прошлом. После длительного забвения, в 1980-е гг. стали выпускаться сборники произведений конфуцианцев Тунчэнской школы, в 2005 г. была опубликована антология избранных текстов Тунчэнской школы в переводе на современный китайский язык. Также опубликовано около 20 монографий. В 1990-е гг. было выпущено несколько коллективных биографий представителей Тунчэнской школы, крупнейшая из которых включала 260 жизнеописаний (Ян Хуайчжи. 2001). С 2000-х гг. и доныне особым вниманием исследователей пользуется литературное и поэтическое творчество представителей Тунчэнской школы, включая Цзэн Гофаня. В 2007 г. международный симпозиум и конференцию по проблемам изучения Тунчэнской школы провёл Аньхойский университет.