Чжан Сюэчэн
Чжан Сюэчэ́н (章学诚, пиньинь zhāng xuéchéng; Шичжай, 实斋, пиньинь shízhāi) (1738–1801), китайский философ и историк, крупнейший представитель чжэдунской историографической школы. Происходил из разветвлённого шаосинского клана, в котором на протяжении 6 веков в каждом поколении были конфуцианские учёные и государственные чиновники. Чжан Сюэчэн поздно получил образование и неоднократно проваливался на государственных экзаменах. В 1762–1771 гг. числился студентом пекинской академии Гоцзыцзянь. В эти же годы был привлечён отцом к составлению описания уезда Тяньмэнь провинции Хубэй, что обратило его к исторической науке. После смерти отца несколько лет был «клиентом-гостем» главы императорской библиотеки Чжу Юня (1729–1781). В 1777 г. Чжан Сюэчэн был удостоен высшей конфуцианской степени цзиньши (заняв 54-е место из 157) и до 1788 г. служил в пяти разных конфуцианских учебных заведениях провинций Чжили (ныне провинция Хэбэй) и Хэнань. В эти же годы он составил несколько описаний уездов и интенсивно работал над трактатом «Вэнь ши тун и» («Проникновение в смысл литературы и истории»). В 1790-е гг. преимущественно жил на малой родине – в уезде Куайцзи (Гуйцзи; ныне на территории провинции Чжэцзян), работая по частным заказам влиятельных лиц, приводя в порядок их архивы и генеалогии. В 1796 г. предпринял за собственный счёт первое издание «Вэнь ши тун и» в 8 томах (цзюанях). В 1796–1797 гг. служил главой экзаменационной комиссии в Тунчэне и Аньцине, полемизируя с главой влиятельной тунчэнской школы Яо Наем (1731–1815). В 1800 г. написал автобиографию и завещал издать свои рукописи после кончины. Дом в Шаосине, в котором учёный провёл свои последние годы, в конце 20 в. был превращён в музей.
Положение Чжан Сюэчэна в современной ему интеллектуальной среде было маргинальным. В середине 18 в. в цинской историографии господствовали школы т. н. ханьского учения, активно использующие методологию «доказательного изучения» (као чжэн). Чжан Сюэчэн пользовался историко-филологическими методами као чжэн, разработав при этом оригинальную философию истории.
Основой философии истории Чжан Сюэчэна было понятие дао, которое задаёт образцы природосообразного человеческого поведения. Понимание истории позволяет осуществить спонтанный прорыв к Дао и способствует образованию и воспитанию каждого отдельного человека. Главная задача исторического познания – возможность морального суждения о любом историческом событии любой исторической эпохи. Эта задача неотделима от понимания места человека в истории. Чжан Сюэчэн различал три вида знания об истории: во-первых, понимание исторического контекста, в который погружена изучаемая личность; во-вторых, дух времени, который характеризует изучаемую эпоху; в-третьих, «вчувствование», которое позволяет понять стремления данной личности и осуществить проникновение в его сердце-сознание (синь). Историк должен интенсивно изучать исторические источники и практиковать медитацию для отрешения от неэтичных оценок и эмоциональных суждений, «отодвинув» собственное сознание и дух современности. Историческое понимание и критика неотделимы от самосовершенствования и постижения Дао, что требует выработки чувства историзма и овладения методологией объективизации.
Саморазвитие Дао определяло периодизацию интеллектуальной истории, предложенную Чжан Сюэчэном. Дао проявляет себя в человечестве, и формы проявлений меняются по мере изменения человеческих потребностей; численность населения определяет формы самоорганизации общества. Общественные формы, следующие Дао, приносят благо, любая попытка пойти против Дао губительна. Древнейший этап охватывал эпоху древних правителей и две первых династии Ся и Шан. Средний период – династия Западное Чжоу – «золотой век» человечества, т. к. все формы морали и общественного устройства достигли зрелости и представляли собою недосягаемый образец. Дао полностью явило себя в мире. Чжан Сюэчэн выделил несколько важных диагностирующих признаков состояния идеального общества: например, неразделимость учёности и власти, профессий чиновника и учителя. Чиновники правителя – Сына Неба – обращали народ к добродетели личным примером в процессе повседневной практики. Канонические «Записи о ритуале» («Ли цзи») и «Чжоуские ритуалы» («Чжоу ли») всего лишь фиксировали древнюю повседневность. Именно поэтому древнейшие тексты лишены авторства и представляют собой исторический источник. Отсюда проистекала главная формула историософии Чжан Сюэчэна – «Шесть канонов – это вся история». На третьем этапе – начиная от династии Восточное Чжоу, человечество приняло книги, фиксирующие обыденность эпохи Чжоу, за книги о сущности Дао. Конфуцианский канон действительно зафиксировал действие истинного Дао, но только явившегося в конкретное время и место. Поэтому прежняя гармония взглядов на Дао сменилась борьбой частных мнений и школ. О причинах смены идеального состояния хаосом в Поднебесной Чжан Сюэчэн не писал ничего.
В методологическом отношении Чжан Сюэчэн был конфуцианским ортодоксом, относившимся к направлению «синь сюэ». Он глубоко воспринял учение Ван Янмина о том, что этические суждения исходят из человеческого сердца-сознания, поэтому не могут быть до конца выражены словами. Это последнее определяется также тем, что исторический контекст изменчив, а вне истории человеческая деятельность осуществляться не может. Конфуцианец Чжан Сюэчэн подчёркивал глубокий прагматизм ремесла историка, который должен служить «делам правления». Историческое произведение должно служить учебником политического опыта и средством воспитания для правителей и подданных.
После кончины Чжан Сюэчэн был забыт, в библиографических справочниках 19 в. его фамилия записывалась другим иероглифом. Трактат «Вэнь ши тун и» был впервые издан его сыном Чжан Хуафу в 1832 г., остальные труды были изданы в 1853 г. библиофилом У Чунъяо (1810–1863). «Переоткрытие» учёного совершили в 1920-е гг. японский синолог Найто Торадзиро (Найто Конан, 1866–1934) и выдающийся китайский историк Ху Ши. В 1922 г. впервые опубликовано полное собрание сочинений Чжан Сюэчэна, небольшое по объёму. В конце 20 в. были изданы все сохранившиеся тексты, выполнен перевод «Вэнь ши тун и» на современный китайский язык.
В 1920-е гг. из философов старшего поколения пропагандой наследия Чжан Сюэчэна занимались Лян Цичао и Чжан Бинлинь; Лян Цичао причислил его к Чжэдунской школе вместе с Хуан Цзунcи, а Чжан Бинлинь высоко оценивал методы исследования конфуцианского канона. Место в истории китайской мысли для Чжан Сюэчэна определил Цзинь Юйфу (1887–1962), который сравнивал его методологию с предложенной в эпоху Тан методологией Лю Чжицзи. Оба были провозглашены величайшими историками традиционного Китая, и эта оценка стала господствующей (Young-tsu Wong. 2003. Р. 182). В китайской марксистской историографии творчество Чжан Сюэчэна высоко оценил историк философии Хоу Вайлу, который на первое место выносил отношение Чжан Сюэчэна к конфуцианскому канону как историческому источнику. Для западной историографии основным исследованием является монография Д. Найвисона, который защитил диссертацию по интеллектуальному наследию Чжан Сюэчэна (1953). Монография Найвисона (Nivison. 1966.) была удостоена премии Prix Stanislas Julien французской Академии надписей и изящной словесности. Юй Инши исследовал работы Чжан Сюэчэна и пытался проводить параллели между его философской системой и системой итальянского мыслителя Дж. Вико (Young-tsu Wong. 2003. Р. 183). В современной историографии считается крупнейшим в традиционном Китае философом истории, опередившим своё время.